ГАЛО И НОЧЬ

Александр Строганов
ГАЛО и НОЧЬ
Пьеса в двух действиях
Действующие лица
АСЯ Младшая сестра
НИНА Старшая сестра
РОЗА Средняя сестра
ВАЛЕРИЙ Жених Аси
АРТУР Муж Нины
ПЕТР Муж Розы
ГАЛО
Большая комната в доме Розы.
Нина и Роза за столом, пьют шампанское.
Ася с биноклем у окна, изучает небо.
АСЯ Пасмурно. Это очень хорошо. Он солнца не любит. Не то, чтобы не любит, опасается.
Нина открывает сумочку, протягивает конверт Розе.
НИНА Здесь и тебе на подарок, и вам с Асей на проживание. Сама распределишь. Только купи себе что-нибудь обязательно… Я потом проверю, покажешь, что купила.
РОЗА Ладно, ладно.
Пауза.
НИНА Проверю.
РОЗА (Смеется.) Хорошо.
АСЯ Он из-за солнца-то и разбился. В оцепенение вошел… из-за гало проклятого. Не смог удержаться, прямо на солнце полетел… Говорит, - Так что-то на солнце захотелось. Оно таким ласковым показалось, это гало.
НИНА (Берет руки Розы в свои руки.) Соскучилась.
АСЯ Думаю, живое оно, это гало. Всасывает как воронка. С виду безобидное, ласковое такое. Как поцелуй… Радуга же… (Пауза.) Валерий говорит, - Сразу не понимаешь, что тебя уже нет. Светло на душе, радостно… Теплое такое, родное… Радостное. Радость. Радостное. (Смеется.) Как наша Нина. Нина – гало.
НИНА (Асе.) Так ты любишь свою сестру?
АСЯ Я разве плохо сказала?.. Светло на душе, радостно – сказала.
НИНА А потом?
АСЯ Потом – это потом… Во-первых, Нина, мы все умрем рано или поздно. Во-вторых, Валерий, кстати, выжил. В-третьих, думаю, иносказательно все женщины гало. За редким исключением. Вот я – редкое исключение, иносказательно светлячок. Маленький, безопасный, очень, очень безобидный.
РОЗА Иносказательно. Про безобидность – иносказательно?
АСЯ Нет. Почему иносказательно? Нет, на самом деле… Хотя характер у меня, уж конечно, уж не стану скрывать, что там ни говори, твердый. Сохранять безобидность и безопасность сложно, но, тем не менее...
РОЗА Бедненькая.
АСЯ Не бедненькая. А в свете последних событий, так очень даже наоборот.
РОЗА Ася – пакость, неслух Ася.
АСЯ Любовь – гало, вот что! (Пауза.) Любовь – гало, Нина?
НИНА Гало.
АСЯ (Хлопает в ладоши.) Угадала!..
РОЗА (Нине.) Совсем редко стала бывать у нас.
АСЯ (Напускная грусть.) А вообще мы с Валерием редко разговариваем. Со мной он почему-то все время молчит. Я его спрашиваю, почему ты со мной редко разговариваешь? почему все время молчишь?.. Молчит.
РОЗА (Смеется.) Цепенеет.
АСЯ Нет.
РОЗА Очарован.
Пауза.
АСЯ На самом деле так думаешь или утешаешь меня?
РОЗА Утешаю.
АСЯ Да, утешаешь. Я почувствовала. Меня трудно обмануть… Боится спугнуть, так думаю. Если боится спугнуть, не исключено, что очарован… Пусть будет очарован. По крайней мере, мне будет спокойнее, если я буду так думать,
НИНА В августе полетите на Таиланд. Артур обещал.
АСЯ Возьмем, хотя бы людей, к примеру. Ведь мы же задумываемся? Почему бы ему не задуматься?..
РОЗА (Асе.) Наказание Господне!
АСЯ Не. Думаю, гало – не наказание. Если бы гало было бы наказанием, оно бы Валерия не поцеловало. Тут что-то другое… Судьба… Мы же не знаем ее законов?.. Ну и вот… Зачем младенцы умирают?.. Вообще, зачем?.. Вот, взять, хотя бы, Икара. Валерий – вылитый Икар. Даже внешне. Такой же молчун… Нет, иногда говорит. Бывает, находит… в особенности, если выпьет. Но он практически не пьет. Ему нельзя… Чудовищно бесстрашный человек. В точности как Икар. Да он и похож на него…
РОЗА Ниночка, что у тебя за духи? волшебные духи.
НИНА «Частная коллекция».
Пауза.
РОЗА Ниночка, ты с нами полетишь?
НИНА Роза, мне бы очень хотелось, честное слово, но не полечу. Не могу.
АСЯ (Смотрит в бинокль.) Да где же он?
РОЗА (Готовится плакать.) Ты с нами полетишь, Нина. Слышишь? ты полетишь с нами.
НИНА Роза, не капризничай, у меня много дел.
РОЗА Но Нина…
НИНА Роза, если я не буду работать, вы с Асей умрете с голоду.
АСЯ Мы не умрем с голоду. Уж вот это вот – точно. С голоду не умрем. Все так боятся умереть с голоду. Да что-то никто не умер, как я посмотрю.
РОЗА В Африке умирают. Точно.
АСЯ В Африке?
РОЗА В Африке.
АСЯ Валерий Африку обожает.
РОЗА Почему?
АСЯ Не говорит… Говорит, Африку обожаю до самозабвения. Прямо тянет туда. А почему – не говорит…
Ася достает из кармана телефон, набирает номер, слушает. Ждет некоторое время, прячет обратно в карман.
АСЯ Не отвечает. Странно. Неужели что-то пошло не так? Американцы любят говорить, «что-то пошло не так». Между прочим, во мне есть что-то от американки. Я когда жевательную резинку жую – вылитая американка. Но я терпеть не могу жевательную резинку… Но что-то пошло не так, чует мое сердечко… Крайне взволнована… Места себе не нахожу, а вам и дела нет.
РОЗА (Нине.) Если тебе хотелось упрекнуть меня, считай, что у тебя это получилось. Но заметь, Нина, я ушла из театра не по своей воле. И меня не выгоняли из театра, как ты это пытаешься представить.
НИНА Слушай, давай хотя бы в твой день рождения оставим эту тему.
РОЗА Хорошо, оставим эту тему… Хорошо, Нина, не будем об этом… Ни теперь, ни завтра, никогда. На здоровье… Даже очень хорошо. (Наполняет бокалы.) Выпьем за тебя, Нина. Ты не должна болеть, и ты должна жить очень долго. И не только потому, что
ты хорошая, лучше всех, но потому что наши жизни в твоих руках, Нина… Мы – нахлебницы, но ты уж прости нас. Так уж вышло.
АСЯ Лично я – не нахлебница.
НИНА (Розе.) Напрасно ты пытаешься язвить.
РОЗА Я без задней мысли.
НИНА Веришь, нет, я так устала за неделю, препираться с вами у меня просто нет сил.
АСЯ С нами полетит Валерий. Так что передай, будь любезна, своему Артуру, билеты нам не нужны. Валерий отвезет нас в Таиланд.
НИНА Кто такой этот Валерий?
Ася садится за стол, наполняет свой бокал, выпивает, пристально смотрит на Нину.
АСЯ (Нине.) Прошу внимания, сестричка, прошу пристального внимания. Начинается передача о Валерии, моем женихе… Это – повтор. Прошлый раз у тебя в точности так же не было сил, и ты все пропустила мимо ушей. Надеюсь на этот раз быть услышанной… потому что мне не хочется при каждой нашей встрече как попке повторять одно и то же… потому что я не попка… потому что если бы я была попкой, Валерий не назвал бы меня своей невестой… Наверное, если бы даже я была попкой, и в том случае он мог бы меня полюбить… но как питомца. В том случае, к сожалению, в невесты он выбрал бы кого-нибудь другого… Но только не тебя, Нина… Потому что ты не умеешь слушать, а мужчины любят и глазами, и ушами… Женщины – только ушами, а мужчины – и глазами, и ушами… Выглядишь ты неплохо, с запахом все в порядке, а вот со слухом – проблема. И с памятью. Как можно забыть имя жениха своей сестры, лично я себе не представляю. Это, Нина, выше моего понимания, Нина… Итак…
НИНА Ася, я все помню. Просто не придала значения. Откровенно говоря, я думала, ты уже забыла про него. Я все слышала и все помню, детка.
АСЯ А вот теперь я тебя не слышу. Так что, пожалуйста, сосредоточься.
Нина затыкает уши.
АСЯ (Отнимая пальцы Нины от ушей.) Это неучтиво. Ты – старшая сестра и не должна забывать о своей святой миссии ни на минуту. Я буду говорить громко и по слогам. (В интонациях диктора, громко, с акцентами, практически по слогам.) Мой суженный, Валерий… боевой летчик, полковник… в отставке… по ранению… победитель всех горячих точек… вот, сколько было горячих точек, везде он победил… жених… мой жених… сделал мне официальное предложение… недавно… сравнительно недавно… сам… без уловок и намеков... без манков, ужимок, уловок и намеков… Через месяц свадьба.
НИНА Ранение серьезное?
РОЗА Половины головы нет. Пластина.
АСЯ Неправда. Голова цела. Голову просто укрепили. Своего рода косметическая операция. Просто Валерий любит титан как материал. Восхищается титаном. У каждого из нас свои слабости. У Валерия слабость – титан. Вот вы восхищаетесь духами, а он – титаном. Потому что вы – птички Божьи, а он – боевой летчик. И Валерием его назвали в честь Чкалова, если, конечно, имя Валерий Чкалов вам о чем-нибудь говорит.
НИНА (Розе.) Лицо пострадало?
РОЗА Не знаю, я его не видела никогда.
АСЯ Прекрасное лицо. Лицо Икара. А не видела ты его, Роза по очень простой причине. Потому что он приходит ко мне, когда никого нет. Не специально. Так получается… Потому что он дорожит каждой минутой, проведенной в небе. За боевые
заслуги командование подарило ему списанный истребитель. Истребитель ведьм. Так любовно его называли братья по оружию. Почему? Не спрашивайте, не знаю. Но когда-нибудь обязательно узнаю. Я уже много что узнала. Я пока не пробовала, но, думаю, уже могу управлять истребителем ведьм. Валерий ремонтировал его два месяца. Чуть не умер от тоски по небу. Он и дня без неба не может, а тут целых два месяца… Теперь он все время летает. На землю спускается крайне редко. Только, чтобы увидеться со мной… Никто не виноват в том, что когда он спускается, тебя, Роза, не бывает дома. Вообще, Роза, после того как Петра с нами не стало, ты стала часто отсутствовать дома. Тебе не кажется?.. Нина, как только Петр исчез из нашей жизни, Роза стала пропадать из дома. Я целыми днями одна. Мне страшно. Если бы не Валерий, не знаю, что бы со мною было… И еще Роза, ты стала часто прикладываться к бутылочке. Тебе не кажется?.. Нина, Роза стала часто прикладываться к бутылочке. Я не уверена, Нина, что завтра наша Роза не продолжит отмечать свой день рождения, кстати… Доклад закончила, отправляюсь к наблюдательному пункту.
Ася идет к окну, смотрит в бинокль.
АСЯ (Невидимому летчику.) Ну, где же ты, дружочек?
РОЗА (Нине.) Утверждает, что Валерий сегодня будет кружить возле нашего дома. Помашет нам крыльями… Бред. Половины головы нет, кто же ему разрешит летать?.. Где это видано, чтобы сбитым летчикам дарили истребители?
Пауза.
НИНА (Розе.) Что-то такое Ася рассказала нехорошее. Тебе не кажется?
РОЗА Какой-то летчик?! Нет никакого летчика. Никто его не видел. Какой Валерий? Нет никакого Валерия…
Пауза.
НИНА Ой, Роза, мне плохо. Какие-то ужасы Ася поведала.
РОЗА Асе нужно к таблеткам возвращаться. Вот что Асе нужно.
НИНА Ты стала пить, голубка?
РОЗА Ой, кого ты слушаешь? Она же сумасшедшая, болтает, сама не знает что. Кого ты слушаешь?
НИНА Где ты шатаешься по ночам? Мало у тебя было проблем?
АСЯ (По телефону.) Ну, где же ты был?.. Ну, слава Богу… Только вылетел?.. (Сестрам, прикрывая трубку рукой.) Вылетел только что… (В трубку.) Почему так долго?.. А это не опасно?.. Это не опасно?.. Починил?.. Ну, Слава Богу. (Прикрывая трубку рукой.) Вылетел… (В трубку.) Давай жду. Мы все ждем… Эй, слушай, к нам Нина в гости пришла…
Роза подбегает к Асе, пытается отнять у нее трубку.
РОЗА Дай, я с ним поговорю.
АСЯ (Отдает Розе телефон, улыбается.) Не успела. Трубку положил. Опоздала, сестричка. Не переживай, сейчас нарисуется. В небе. Нарисуется – не сотрешь. Еще налюбуешься. (Передразнивает Розу.) Половины головы нет. Сейчас увидишь, какие фигуры он выделывать будет. Еще налюбуешься.
Ася продолжает наблюдение. Роза возвращается за стол.
НИНА (Розе.) Ты что, по Петру тоскуешь?
РОЗА Ничего я не тоскую. Все хорошо.
НИНА По Петру тоскуешь?
РОЗА Не знаю. (Пауза.) Нехорошо как-то получилось… Совсем не хорошо… То есть, я не ожидала, что его посадят. Я думала, мы его только припугнем…
НИНА Мы?!
РОЗА Ну, хорошо, я… Думала, немножечко припугну, он исчезнет, испугается и исчезнет из моей жизни… Не думала, что его посадят.
НИНА Разве?
РОЗА Допускала, конечно, но не верила. Сомневалась... Не думала, что посадят.
НИНА То есть ты прошла экспертизу, получила заключение, написала в полиции заявление об изнасиловании, но при этом рассчитывала на то, что его пожурят и отпустят. А он просто испугается и забудет про тебя. Так?
РОЗА Не знаю. Зачем ты мучаешь меня?
НИНА Нет, это не я, это ты мучаешь себя… Стала выпивать. Зачем, в таком случае, было сыр-бор городить?
РОЗА Но это же ты велела подать заявление.
НИНА Что значит, я велела? А сама ты что же, маленькая девочка?.. То есть, если бы не я, ты бы не стала подавать заявление?.. Ну, что ты молчишь?..
РОЗА Я не знаю, что сказать.
НИНА Не знаешь?
РОЗА Нет.
Пауза.
НИНА А ну-ка, девонька, давай будем все вспоминать…
РОЗА Нет.
НИНА Да… И начнем со сцен, что он устраивал тебе в театре. Кстати, во многом благодаря этим его выходкам тебя и вытурили.
РОЗА Меня никто не вытуривал.
НИНА Вытурили с треском, пинком под зад.
РОЗА Что ты такое намекаешь? на что ты намекаешь?
НИНА Я разговаривала с директором. Наглая баба, конечно, но это не имеет значения. Так вот, она очень просила, очень-очень, если это возможно, изолировать тебя от вашего сплоченного коллектива.
РОЗА Это у нас сплоченный коллектив?!
НИНА Не важно. Попросила, предложила, если у меня так много денег, и если я тебя так беззаветно люблю, создать для тебя отдельный театр. Театр одной актрисы. Театр-клетку. Ибо для окружающих ты чрезвычайно опасна. Как пума.
РОЗА Почему пума?
НИНА Не знаю. В голову пришло. Но мы сейчас не об этом. Мы сейчас вспоминаем, почему ты решила подать на Петра заявление, вспоминаем сцены, что он устраивал тебе на рабочем месте.
РОЗА Сцену. Это было один раз, и то…
НИНА Знаешь, милая моя, бывает, одного раза достаточно. Помнишь, что случилось?
РОЗА Нет.
НИНА Так ты же меня спроси. Я тебе напомню… Супруг твой Петр, сломав замок, ворвался к тебе в гримерку, в то время, когда ты репетировала с Левкиным… с самим Левкиным, народнейшим артистом!.. уважаемым, который, между прочим, и устроил тебе роль… И какую роль! Голова кругом!.. Что вы там репетировали? Шекспира?
РОЗА Шекспира.
НИНА Шекспира!.. Да наиграть Шекспира многие выдающиеся… подчеркиваю, выдающиеся актрисы мечтают всю жизнь… даже английские! Это же… это же моментальный триумф из ничего!
РОЗА Что значит, из ничего?
НИНА Ты прекрасно знаешь, о чем я говорю… Себе не ври… Никогда… На тебя были сделаны серьезные ставки... Артур уже потихонечку вел кое-какие переговоры… Думаешь, у него много свободного времени?
РОЗА С кем он вел переговоры?
НИНА Не важно. Об этом никто никогда не знал. Даже сам Артур не знал. Поговорил – и все, и тут же забыл. Такого уровня переговоры… А ты думаешь, манна небесная сама по себе с небес спускается?.. Как Асино гало?.. Роза, Роза.!.. Как говорится, счастье было так близко… И тут твой Петр, чтоб ему пусто было, разрушив до основания гримуборную, в грубой форме, с использованием невыносимых выражений, многих из которых до того момента в природе не существовало, врывается, требует одеться… ладно – от тебя, он и от народнейшего артиста, любимца миллионов потребовал того же… Изгнал, на глазах у всех… За вашим исходом в неглиже наблюдал весь театр… включая зрителей и обслуживающий персонал!..
РОЗА Никого он не изгонял, и замка не ломал.
НИНА Нет?
РОЗА Нет.
Пауза.
НИНА А как было на самом деле?
РОЗА Вошел без стука? – да, не отрицаю… Сцена, что мы с Левкиным репетировали, была, действительно, достаточно интимного характера… Петр, как бы, не ожидал. Все же, человек не театральный…
НИНА И что он сделал?
РОЗА Ничего не делал… Сказал? – да, не отрицаю.
НИНА Что сказал?
РОЗА Сказал, что потрясен… Я, говорит, потрясен… Я, говорит, Роза, потрясен до мозга костей… Сказал, постоял немного бледным, и ушел…
Пауза.
НИНА Всё?
РОЗА Всё.
Пауза.
НИНА Зачем же вы отправились голыми через весь театр?.. Что ты молчишь?
РОЗА Не знаю, Левкин пошел, я за ним… Сказал, теперь парадный выход, и пошел. Я – за ним.
Пауза.
НИНА Он что, пьян был?
РОЗА Кто?
НИНА Левкин.
РОЗА Не больше, чем всегда.
Пауза.
НИНА Понимаешь, Роза… черт, простые истины, как ребенку приходится объяснять… Левкин может позволить себе парадный выход. Левкин может позволить себе все что угодно, Роза. Потому что он Левкин… Когда Левкин говорит «парадный выход» – он себя имеет в виду… Не тебя… Когда Левкин голым шагает по театру, все о чем думают? Вот, сам Левкин идет, думают. И восхищаются. И боготворят. Он в этот момент – Венера Милосская. Вне наготы. Понимаешь?.. А когда ты, в чем мать родила, идешь по театру, все о чем думают? Вот – пьяная голая баба идет, что она здесь в театре забыла, думают… Неужели это не понятно?.. Наконец, ты не знаешь, что такое ревность?.. А если бы Петр убил вас?.. Ладно – тебя, а если бы он убил народнейшего артиста?
РОЗА Не убил бы. Петр объяснил… объяснился, объяснил… потом, дома. Объяснил, что потрясен был не тем, например, что мы с Левкиным были без одежды. Ему
и в голову не пришло, что это – измена или что-то в этом роде. Он был потрясен глубиной проникновения… в образ… Петр прежде пьесу прочитал, я его заставила. До того еще…
НИНА Он прочитал пьесу. И что?
РОЗА Шекспир ему понравился. Искренне… Я, говорит, Роза, потрясен Шекспиром. А уже потом сказал, я, говорит, как поклонник Шекспира, был потрясен глубиной проникновения до мозга костей… о чем и сообщил… счел нужным сообщить, поскольку это и кошке важно… Имел в виду «и кошке приятно», но волновался, перепутал немного, сказал «и кошке важно». Он действительно был взволнован, но производить действия преступного характера на тот момент не намеревался… Сказал, был потрясен глубиной проникновения до мозга костей, о чем счел нужным сообщить, потому что это и кошке важно. Не только что проникновенным исполнителям.
Пауза.
НИНА Так сказал?
РОЗА Именно так и сказал.
Пауза.
НИНА А вы были совсем без одежды?
РОЗА Разумеется… А иначе никакого проникновения не случилось бы… Но измены не было, Нина… Ни измены, ничего такого… Проникновение было, а измены – нет.
Пауза.
НИНА А ты мне что говорила?
РОЗА Когда?
НИНА А вот сразу после того, что случилось, по свежим следам, что ты мне наговорила?
РОЗА Не помню… Конечно, я, когда в ослеплении, себя не помню. А я была явлением Петра ослеплена!.. И не в первый раз. В театре – в первый раз, а вообще он часто доводил меня до ослепления… Не раз пугал, а я пугалась… Подкрадется сзади и дернет за мочку уха… Подсматривал за мной.. Я в душе моюсь, а он подсматривает… На кровати, бывало, подкрадется и целует спящую… А я на самом деле не сплю. А виду не подаю, боюсь. Терплю. Слепну от ужаса.
АСЯ (Не отрываясь от окна.) Это – любовь, душечка.
РОЗА …Смотрел на меня по ночам... Проснусь, бывало, среди ночи, а он смотрит на меня. Внимательно так – мороз по коже… Зубами скрежетал. Преднамеренно. Ему смешно, а мне – не до шуток… Он – маньяк, Нина, настоящий маньяк… Вот я нисколько не сомневаюсь, Петр был маньяком, Нина. Вот если бы меня спросили врасплох, кто твой муж? охарактеризуй одним словом. Мой ответ был бы – маньяк. Уже на второй день замужества сказала бы… Он и гладью вышивал. Где ты видела, чтобы мужик, не будучи маньяком, вышивал бы гладью?.. Еще спроси, что вышивал?.. Голую женщину.
АСЯ (Не отрываясь от окна.) Данаю. Он вышивал копию Данаи Рембрандта.
РОЗА Вот, пожалуйста. Где вы видели, чтобы мужик, не будучи маньяком, вышивал копию Данаи Рембрандта?.. Он вообще на голых женщинах был повернут. Я не исключаю, что и к нам с Левкиным он заглянул не случайно. Вычислил, что за сцену мы будем репетировать – и подкрался… Он, может быть, сам и не догадывался, что болен, но я-то все чувствовала… Но жила как-то, тянула эту лямку. Каждый день подвергала свою жизнь опасности!.. Все что-то оттягивала, находила оправдания… Вот дотянула, пока он не надругался надо мной.
НИНА В каком смысле?
РОЗА А ты не знаешь?.. Изнасиловал... За что и сел… (Пауза.) Так-то оно все логично. Но, все равно, иногда бывает жаль его. Сомнения берут, может быть, все же не стоило отправлять его в тюрьму, может быть, имело смысл как-то еще раз поговорить, попытаться убедить…
Пауза.
НИНА Подожди, подожди, вы что, до этого с ним не спали?
РОЗА Как не спали? Говорю же, проснусь, бывало, он на меня смотрит…
Пауза.
НИНА Вы с Петром как жена с мужем спали?
РОЗА По части секса?.. Нет, конечно… Вообще ты меня удивляешь… Секс – это когда страсть, когда себя не помнишь… Или по вдохновению, в работе, на репетиции… А с мужем?.. С мужем – это уж когда ребенка задумали. Тут без секса не обойтись… Хотя есть варианты, но хлопотно, дорого. Один-то раз можно и переспать… По обоюдному согласию, после соответствующей подготовки… Семейная жизнь – другое. Долгий путь. Общее дело, уважение, доверие, дружба своего рода... Что ты так смотришь на меня? Ты же меня этому и учила.
Пауза, после которой Роза смеется до слез. В смехе угадываются нотки истерики.
НИНА А ты – злая девочка. Стала злой. Раньше такой не была.
РОЗА Я, Нина – великая актриса. И ты это поймешь однажды… Слушай, сестрица, построй мне театр, что тебе стоит?.. Нет, правда, пусть твой Артур построит мне театр. Я Левкина переманю, он не откажется. Мне кажется, он меня рассмотрел.
НИНА Не сомневаюсь.
Пауза.
АСЯ Скорее, скорее сюда. Ура! Валерий на горизонте! Уже крыльями помахал! (Машет рукой невидимому летчику.) Валерий! Ну же, девочки, скорее!
Нина и Роза устремляются к окну. Попеременно смотрят в бинокль.
АСЯ Что, съели?
НИНА Я ничего не вижу.
АСЯ Как это ты не видишь? Он же так низко летит… Вот – бочка! Бочку сделал.
РОЗА Какую бочку?
АСЯ Фигура высшего пилотажа.
РОЗА Не вижу.
АСЯ А вот – мертвая петля. А вы говорите, без головы!.. Да как же вы не видите? И без бинокля отлично видно! (Машет рукой.) Валерий!.. Господи, какое счастье!.. В следующий раз меня с собой возьмет… Будете хорошо себя вести, и вас возьмет. Я вас ему нахвалила.
РОЗА Спасибо, сестричка.
АСЯ Нина, ну что, видишь?
НИНА Пустое небо. Ни облачка. Дождя не будет.
Пауза.
АСЯ Всё, представление окончено. Не видите, и не нужно… Старыми стали, сестрички, старые слепые крольчихи… Слепые и глухие… Всё, уходите, не мешайте мне. (Машет рукой.) Валерий!
Нина и Роза возвращаются за стол.
РОЗА (Вздыхает.) Чудеса чуть позже начались.
НИНА А будут еще и чудеса?
РОЗА Не хочешь, не буду рассказывать.
НИНА Нет уж, будь любезна. Изопью эту горькую чашу до дна.
РОЗА (Грустно улыбается.) Ты прямо как Шекспир.
НИНА С тобой станешь Шекспиром.
РОЗА Что, рассказывать?
НИНА Рассказывай, рассказывай.
Пауза.
РОЗА А после того, как Петр исчез, где-нибудь через неделю, ко мне вернулись девичьи мечты.
НИНА А-а, такие чудеса?.. Это – уволь. Если хочешь, давай серьезно поговорим. Поговорить, как ты понимаешь, есть о чем. А глупостей, пожалуйста, хватит на сегодня. Я понимаю, день рождения, тебе хочется веселья, но я очень устала. Так что, пожалуйста…
РОЗА То, о чем я хотела тебе рассказать – серьезно. Более чем серьезно. (Пауза.) Я же целыми днями одна. Ася – не в счет. Ее, действительно, пора врачу показывать.
НИНА Вот, кстати. За что ты ее ненавидишь? Беззащитное создание, твоя младшая сестра…
РОЗА Я обожаю ее, но жить с ней, согласись, очень трудно. Она же навязывает себя…
НИНА А ты?
РОЗА А что я?
НИНА Проехали. (Пауза.) Ладно, давай. Ты что-то начала рассказывать про девичьи мечты. (Пауза.) Всё, не обижайся. Рассказывай.
РОЗА Да не буду я…
НИНА Давай, давай…
Пауза.
РОЗА Засмеешься – замолчу навсегда… Договорились?
НИНА Договорились.
Пауза.
РОЗА После того, как Петр исчез, где-то через неделю ко мне вернулись девичьи мечты. Мечты или грёзы, не знаю, как лучше… Май, белая сирень, просто шелковая, я играю на белом рояле, пою. У меня белое шелковое платье в тон белому роялю и белой сирени. Пою. Что-то трогательное. Не помню. Не знаю. Первый раз исполняю. На английском языке. Или на французском. Что-то трогательное. Я же, на самом деле ни петь, ни играть не умею, языков не знаю. Но в случае грёз это не имеет значения. Когда грёзы – и не то можно вообразить, согласись… Он. Срывает ветку сирени, подходит.
НИНА Кто?
РОЗА Не помню, не знаю. Я его не знаю. Лица не запомнила. Первый раз видела… Что-то благородное. Костюм роскошный, старомодный. Белая тройка, бабочка… Весь в белом… Зонт… Вот зонт, кажется, черный. Не помню. Мог быть и черным. Когда столько белого вокруг, черный как-то теряется… Подошел и спрашивает по-английски или по-французски, не помню, - А что у вас там?.. Ничего себе вопросик, да? А что у вас там?.. Черт знает что можно подумать… Отвечаю вопросом на вопрос, - Где, там?.. Он, кажется, немного смущен… как-то вспыхнул, смутился или расстроился. Смятение, одним словом. И я вся – смятение, дышу часто-часто, кажется, вот, сейчас сердце выскочит…. Что это? Любовь с первого взгляда. Та самая. Вот это – настоящая страсть! Вся горю!.. И тут он… Просто ледяной водой окатил. – Да вы играете со мной. Тихо так, почти шепотом, но с нотками металла. Уже по-немецки. При таких оборотах без немецкого не обойтись… Что происходит? Точку ставит, прощается навсегда, безо всякой жалости, - Да вы играете со мной! Очень жаль… Представляешь? Очень жаль. Холодно, жестко. И уходит. Не уходит – удаляется. Спина прямая, затылок высокий. Шествует… Лучше Левкина… Я почти что в обмороке. Виду стараюсь не подать, но, чувствую, плыву. В душе – пчелиный гул. Мысли как блохи, одна другой дурнее: не то платье, какой-то балдахин с рюшами, а не платье. Ног вообще не видно. Чувствую, нужно как-то его остановить, хочу крикнуть, - Я с вами не играю, я на рояле играю… что-нибудь такое, с иронией, дескать, плакать не будем, не надейтесь, и присовокупить, - Я, вообще-то, на
рояле играю, вы же не рояль… что-нибудь в этом роде, с юморком, дескать, не очень-то и нужно... Дескать, я – девушка романтического склада, не какая-нибудь фря… Дескать, проходили мимо – проходите… А слезы подкатывают… А крикнуть обязательно нужно. Вопрос жизни и смерти, можно сказать… А слова забыла. (Пауза.) И вот мне уже кажется, что я опять актриса, идет спектакль, или фильм. Мюзикл. Я – в заглавной роли. Моя реплика, а я ни слов не помню, ни языка, на котором нужно говорить, запуталась совсем. А он, какой-нибудь очень известный артист, известней Левкина раз в сто, от которого вообще жизнь зависит, потому что без него жить не имеет смысла… Удаляется, удаляется, тает, тает…. И вот я уже рыдаю. Слезы светлые, девичьи. Тысячу лет таких слез не было. Думала, уже не будет никогда… (Пауза.) И вот я уже молодая цыганка… представляю себе, будто я молодая цыганка, и почему-то жду морского офицера. Жду в белой сирени. Май. На нем белый китель. Напеваю что-то цыганское, легонько потрясаю бубном в такт…
НИНА Ну, дальше понятно.
РОЗА Что тебе понятно?
НИНА Дальше офицер говорит, - Вы играете со мной.
Пауза.
РОЗА Откуда знаешь?
НИНА (Смеется.) Что, угадала?
РОЗА Почти что. Только офицер говорит, - Да вам, как я погляжу, смеяться хочется?.. Это у того первого было, вы играете со мной, а моряк… Ну да, истории, в общем похожи…
АСЯ Хорошо…
РОЗА (Нине.) А все истории вообще похожи друг на дружку…
НИНА (Асе.) Что, Асенька, хорошо?
АСЯ У меня летчик, у Розки моряк. Скоро у нас тут офицерский клуб будет.
РОЗА (Нине.) А тебе надо мной посмеяться хочется?
НИНА Это кто сейчас говорит?
РОЗА Это уже я говорю.
НИНА (Смеется.) А текст моряка…
Пауза.
РОЗА (Грустно.) Правда. Смешно получилось.
НИНА Да не расстраивайся ты…
РОЗА Нет, нет, все нормально. Смех – это очень хорошо. Жизнь продлевает. Будь моя воля, сутки напролет смеялась бы. Обожаю смеяться… Только вот иногда не до смеха… Себе не принадлежу. Никогда не принадлежала. Всё кто-то командует мной, поучает. (Тяжело вздыхает.) Беда, беда…
НИНА О чем ты?
РОЗА Так, о своем.
НИНА О Петре?
РОЗА При чем здесь Петр?!
Пауза.
НИНА Говори.
РОЗА Даже не знаю… Вот ты говоришь, что я выпивать стала. Не знаю, как-то не задумывалась, может быть, ты и права… Но видишь ли, после некоторых дальнейших событий, прямо скажем, удержаться бывает трудно… Когда нахлынет.
НИНА Что еще стряслось?
РОЗА Пожалуй, не стоит. Ты все равно не поверишь. Схлопочу в очередной раз, на том все и кончится.
НИНА Почему я тебе не поверю?
РОЗА Да потому что поверить в это невозможно. Однако – факт.
НИНА Давай факт.
Пауза.
РОЗА (Шепотом.) Ко мне девственность вернулась… Сначала – девичьи грёзы, а потом и сама девственность.
Пауза.
НИНА В каком смысле?
РОЗА В прямом… Я, вскоре после того морского офицера почувствовала, что-то со мной не то. Потом дошло – что не то… Ужас!.. Знаешь, возвращение девственности – это не радость, как думают многие. Это сродни ночному кошмару. Представляешь, хлоп – и ты опять в девках… Девственность! Это же какая ответственность!
НИНА (Улыбается.) Думаю, ты немного преувеличиваешь…
РОЗА Если бы! Ах, как было бы хорошо!.. Я же была у врача. Долго не решалась. Думала, засмеют, за сумасшедшую примут… Все же, набралась мужества, пошла.
НИНА И что врач?
РОЗА Подтвердил… Говорит, сейчас это массовое явление. Происходит своего рода перезагрузка. Гендерный хаос, говорит, достиг предела. Не знаешь, что это значит, гендерный хаос?.. Говорит, уже и в животном мире неразбериха. Эту историю с козлом и тигром вспомнил… Говорит, в космосе произошли какие-то катаклизмы… одним словом, начинаем как бы с нуля. Так что не волнуйтесь, не переживайте, говорит, у вас не худший вариант. Гермафродитов – пруд пруди… Одна женщина сорока лет, его хорошая знакомая, спать легла женщиной, а проснулась мальчиком лет семи. По имени Ганимед. Представь, семилетний мальчик с лицом сорокалетней женщины. Даже не знает, по какому поводу расстроилась больше, из-за внешности, или из-за имечка… Ганимед, с ума сойти!.. Так что все с нуля, Нина. Для меня жизнь только начинается. Девственность, если я правильно помню, ценится высоко, счастье действительно близко.
Ася садится за стол, с жадностью принимается за еду.
АСЯ Улетел. Сейчас круг над Африкой даст и вернется. Можно пока перекусить… А вы что такие насупленные?
НИНА Твоя сестра ненавидит меня. За что – не пойму.
АСЯ Одинокая женщина. Одинокие женщины всех ненавидят. Это нам с тобой хорошо. У тебя – Артур, у меня – Валерий. А ей каково?.. Ты, кстати, с Артуром-то поговори, может быть, и правда он ей театрик купит. Небольшенький. Мест на сорок. Я бы тоже попробовалась. Мне кажется, во мне есть талант. Почему нет? Я Валерию стихи читала – он плакал. (Вздыхает.) Вообще он часто плачет. Очень сентиментальный человек, очень. Как Икар.
РОЗА Икар сентиментальным был?
АСЯ Не то слово. Потому к солнцу тянулся.
РОЗА Потрясающая логика.
АСЯ А ты, Розочка, свои слова-то ядовитые покуда попридержи. Я вообще-то для нас обеих стараюсь. (Нине.) Так вот, по поводу театра. Денег, конечно, много мы не заработаем, но, по крайней мере, есть шанс, что Розка пить бросит, делом займется.
РОЗА Ася, скучно.
АСЯ (Нине.) Поговори, поговори с Артуром. Он для тебя все, что хочешь, сделает.
Пауза.
НИНА Нет больше Артура.
Пауза.
АСЯ Ты ему скажи, меценат – это очень круто. Театр построил – можно спокойно умирать. Почет и уважение там (указывает пальцем на потолок.) обеспечены. Выгодный вклад. Самый лучший.
НИНА Нет больше Артура. (Пауза.) Умер Артур. Умер наш шелкопряд.
РОЗА Какой шелкопряд?
НИНА Тутовый.
Пауза.
РОЗА Что ты такое говоришь, Нина?
НИНА (На глазах слезы.) Он превратил нашу жизнь в шелк.
АСЯ Иносказательно. В том смысле, что все мужчины делятся на воинов, маньяков и шелкопрядов. На нашем примере.
НИНА Да нет, он был настоящим шелкопрядом. Я это не сразу, со временем поняла. Полистала литературу – все сходится. Небольшие крылышки, которые я первоначально приняла за лопатки. В аккурат, четыре – шесть сантиметров в размахе. Недоразвитый ротовой аппарат. При мне он практически не ел. Схватит кусок со стола – и шасть к себе в норку. В смысле – в кабинет. Что уж он там с этим кусочком делал – не знаю… Шелкопряды не едят. Не исключено, что и Артур не ел. Шелкопряды не едят привычную для нас пищу. А вот бумажное дерево обожают. И Артур практически жил в бумагах. Не в том смысле, как окружают себя бумагами нормальные чиновники. Если открыть дверь в его комнату, вы ничего не увидите, кроме бумаг. Знаете, бывают такие забитые до отказа шкафы, боишься прикоснуться, чтобы содержимое на тебя не вывалилось? Вот в точности так и с его кабинетом дело обстояло. Как-то умудрялся проникать, чуть-чуть дверь приоткроет и – шасть… Убирать у себя категорически запрещал… Да это было бы невыполнимой задачей… Помните, у него были круглые такие розовые щечки, как у младенца?.. Это – коконы… Звуки особенные издавал, какой-то шелест. Словом… Когда я это осознала, во мне что-то такое произошло... Конечно, я вам ничего не рассказывала. А что это могло изменить?.. В сущности, какая разница? Ну, шелкопряд… Скрывал, естественно… любой на его месте скрывал бы… Хотя с его деньгами можно было бы и не прятаться, будь он хоть тараканом… Люди в доме и крыс и змей держат, любят их, а во мне что-то такое… сломалось, что ли… Охладела, вот что. Я к нему охладела… Он же так заботился о нас. Любые желания, любые прихоти. Жадным никогда не был… У него было больное сердце. Приступы, задыхался… Вот, говорят, здоровье не купишь. Да, да. Лучшие доктора, лучшие лекарства. Ничего не помогало. Естественно, они же ему лекарства человеческие прописывали, а он-то – шелкопряд… В общем, у него случился очередной приступ. В ванной. А когда такие приступы случаются, ему немедленно нужно подать ингалятор, синенький такой, не помню, как называется. Вот он кричит из ванной, - Нина, скорее, приступ, Нина!.. Не знаю, что со мной произошло, не могу двинуться и все…
АСЯ Оцепенение.
НИНА Сижу, не двигаюсь, а сама повторяю одно и то же, - Что ты там шелестишь? Я ничего не понимаю. Что ты там шелестишь? Я ничего не понимаю. Что ты там шелестишь? Я ничего не понимаю… Нина, скорее, приступ, Нина! Что ты там шелестишь? Я ничего не понимаю… Ну, и, наконец, он замолчал…
Пауза.
АСЯ Это – гало.
РОЗА Какое гало?
АСЯ Самое настоящее.
Пауза.
НИНА Не знаю, сколько я так просидела… Потом на меня страх напал. Озноб… Все же набралась мужества, зашла в ванную…
РОЗА И что там?
НИНА Что? Мокрая бабочка. Невзрачная… Красавцем он никогда не был.
РОЗА Господи, от мужиков одни несчастья. Буквально на погибель нам.
АСЯ (Розе.) Что ты понимаешь в мужиках? Тебе не повезло, это не значит, что все мужики плохие. Вот, например, Валерий…
РОЗА Да отстань ты со своим Валерием! Уже тошнит, честное слово.
АСЯ (Розе.) Дура! (Нине.) Нина, вас обоих поглотило гало. Тебе повезло, ты осталась живой. С Валерием было в точности так же… И срочно обследуй голову. Гало больше всего на голову действует… Ничего, ничего. Валерий достанет титан, укрепим. Укрепить голову – первое дело после атаки гало… Ничего, ничего, еще полетаем, как говорят летчики.
Пауза.
РОЗА Что же теперь будет?
АСЯ (Нине.) Любила его?
РОЗА Что же теперь будет, Нина?
НИНА Полетите на Таиланд. Артур обещал, значит полетите.
РОЗА Что теперь будет, Нина?!
НИНА Потихоньку разберусь в бумагах. (Улыбается.) Научусь прясть…
Пауза.
РОЗА Нина, какое несчастье!
НИНА По поводу несчастья ничего не могу сказать… но, откровенно говоря, и счастья особого пока не испытываю.
Пауза.
РОЗА Хорошо бы грезы к тебе девичьи вернулись, со всеми вытекающими последствиями. Вот было бы хорошо.
НИНА У меня, Розочка, и в девичестве грез не было. Я, к сожалению, из другого теста слеплена. Когда было бы не так, я бы и вас на ноги не поставила, и за Артура не пошла бы.
АСЯ Ты, Нина, самый несчастный человек из всех, кого я встречала. Мне так тебя жаль!.. И я так тебя люблю.
РОЗА И я люблю тебя, Нина, хоть ты и вредничаешь порой.
АСЯ (Нине.) И Валерий тебя любит. Я ему много о тебе рассказывала, и он сказал, что сразу же полюбил тебя.
РОЗА (Асе.) Что ты с этим Валерием? В дури обвалялась!.. Валерий, Валерий! Нет никакого Валерия! Ты это знаешь, я это знаю, Нина это знает!.. Думаешь, это интересно или смешно?.. У нас горе, человек умер!..
АСЯ (Тихим голосом, вот-вот заплачет.) Шелкопряд
РОЗА Что?!
АСЯ (Вот-вот заплачет.) Нина говорит, что он был шелкопрядом.
РОЗА Какая разница? Умер, понимаешь ты?.. Мы теперь останемся без средств к существованию! Побираться пойдем. Подаяния просить… Ты подаяние просить умеешь?.. Что ты умеешь? жалобные песни петь умеешь?.. Или ты будешь рассказывать сказки про мифического Валерия?
НИНА (Розе.) Перестань!
АСЯ (Слезы катятся по щекам.) Валерий не мифический.
РОЗА Нет никакого Валерия!
АСЯ Есть!
НИНА Ну, все, хватит! Успокойтесь! (Розе.) Что ты к ней пристала?.. Какое тебе дело до Валерия?.. Довела ребенка до слез.
АСЯ (Нине.) Именно что… Она сволочная, эта Розка, не думай… Хорошая, конечно, но сволочная.
НИНА И ты перестань, Ася. Роза – твоя сестра.
Пауза.
АСЯ (Розе.) Сколько раз я тебе говорила, нельзя меня обижать… Не смей, слышишь, никогда…
НИНА (Асе.) Ну, все, все, успокоились.
Пауза.
АСЯ (Нине.) Этот Таиланд, что там интересного? Слоны есть?
НИНА Есть.
АСЯ Это очень хорошо… А Розку выпори. Прямо возьми ремень и выпори.
НИНА (Смеется.) Хорошо.
АСЯ (Нине.) У меня любовь, понимаешь?.. Вот вам с любовью не очень повезло, а мне – очень повезло. Понимаешь?
НИНА Понимаю.
Пауза.
АСЯ Я тебе верю, имей в виду... А ты мне веришь?
НИНА (Смеется.) Верю.
АСЯ Смеешься?.. Смотри, я могу усомниться.
Пауза.
НИНА Ну, где твой летчик? Пора бы ему уже из Африки вернуться.
РОЗА (Весело.) Сейчас узнаем. (Достает телефонную трубку, набирает номер.) Валерий, ты где?.. (Сестрам.) Еще в Африке. (В трубку.) Что так долго? Ты там себе никого не присмотрел? (Смеется, сестрам.) Только меня любит. На других внимания не обращает. (В трубку.) Пора возвращаться. Мы уже тебя заждались… (Сестрам.) Говорит, пошутил. Уже подлетает. (Бежит к окну, сестрам.) Уже видит нас. (В трубку.) И я вижу тебя, Валерий. Ого! (Сестрам.) Говорит, прямо к нам летит! (В трубку.) Ого! Валери-и-ий!..
Ослепительно яркий свет. Взрыв. Затемнение.
НОЧЬ
Большая комната.
Интерьер – на вкус читателя или режиссера. Можно оставить тот же, что и в первом действии. Условность. Потому не даю подробного описания.
Артур и Петр за столом, пьют водку.
Валерий с биноклем у окна, изучает небо.
ВАЛЕРИЙ Ночь. Это – хорошо… Солнца не люблю. Не то, чтобы не люблю, опасаюсь.
ПЕТР (Артуру.) Ума не приложу, как это у вас получилось, Артур, выручить меня.
АРТУР Зачем вам?
ПЕТР Ума не приложу, как это у вас получилось, Артур, выручить меня таким-то, прямо скажем, вычурным способом.
АРТУР Вы называете это «вычурным способом»? А вы мужественный человек. Но зачем вам знать? Разве вы забыли? Знания умножают печаль.
ПЕТР Да, но избавление от правосудия – теперь главное событие моей жизни… Еще вчера я назвал бы главным событием своей жизни знакомство с Шекспиром, я очень впечатлительный человек, но теперь, после счастливого избавления…
АРТУР Вы знакомы с Шекспиром?
ПЕТР Роза познакомила незадолго…
ВАЛЕРИЙ Впечатлительный человек – понимаю, всецело разделяю и мысленно рукоплещу. Сам таков!
АРТУР Спорно.
ВАЛЕРИЙ Истина в последней инстанции! Тупик на каждой станции. С некоторых пор полюбил рифмовать… Впечатления, эмоции, пламень, так сказать… Что вы? Особая гордость и… своего рода пилотаж. Пилотаж и – главное.
ПЕТР Что «главное»?
ВАЛЕРИЙ Просто «главное»… Главное, и все тут. А вы уж набивайте этот мешок, чем хотите. Все подойдет, и моллюск и эхолот… Главное, и все тут. Можно еще сказать «самое главное». Пуще прежнего. Впечатление, эмоция, пламень, поступок… А вы уж потом обдумывайте сколько угодно. Обдумывайте, обсасывайте, просчитывайте, обмеривайте. У вас головы целы, их же надо чем-то занимать…
ПЕТР А как без анализа? Анализ – непременно.
ВАЛЕРИЙ Не факт… Голова – что? Случай, не больше. Повторяю, чувства, эмоции – вот!.. Сколько приходилось?! Глядишь – и ручек нет, и ножек нет… даже того самого предмета насмешек и мужской гордости нет, и такое приходилось, а когда страсть осталась – долетит, можете не сомневаться… И отбомбится, и долетит, и плюнет, и поцелует… А что еще нужно? Настоящей женщине, жене – что еще нужно?.. Жизнь!.. Тут бы выругаться, да Ася не любит... Настоящая скупая суровая жизнь и суровое же счастье… Ночь и гало, пропади оно пропадом… Я говорить – не мастер. Никогда не отличался болтливостью. Болтун – находка, помните? А я скажу иначе. Болтун – утрата. Быть может, непоправимая утрата.
Звонок. Валерий достает из кармана телефон, улыбаясь как-то по-детски, любуется им.
ВАЛЕРИЙ Ася моя звонит… Ася, Ася!..
Телефон умолкает.
ВАЛЕРИЙ Хочется, конечно, жениться, но когда? Сами понимаете, что за обстановка. Как говорится, в любую минуту, в любую секунду… И, мой вам совет, друзья мои, Артур, Петр… Уж я-то повидал, довелось… Это, знаете, как в сказке. Пока лев спит – мыши дергают его за усы, кто во что горазд… Но, согласитесь, так не могло продолжаться до бесконечности… Однажды царь проснулся, да и задал одноклассникам трепки. (Смеется.) Помните?.. Помните эту сказочку?.. Я, может быть, не совсем ладно рассказал, уж простите – не мастер сказки сказывать, но самое главное ухватил. Успел… Наш пострел везде поспел… На лету, как говорится… Ну, что? Как вам сказочка?.. Не простая – со смыслом, правда?.. Памяти нет, говорите?.. Ну, так вот, пометьте себе – непростую сказочку вспомнил. Дурак дураком, а сказочку вспомнил. Сказочку раскрасочку.
АРТУР Никто не считает вас дураком.
ВАЛЕРИЙ Все до одного.
АРТУР Неправда.
ВАЛЕРИЙ Разве что Ася не считает, но это временно.
ПЕТР Зачем вы так?
ВАЛЕРИЙ Эмоция прорвалась. Прорыв. Бывает. Прошу прощения. Вспылил – сказал правду… (Улыбается.) Однако какую сказочку вспомнил, а?.. Молодец?
АРТУР Молодец, спора нет, вот только…
ВАЛЕРИЙ Что?
АРТУР Что-то в сказочке как будто не так.
ПЕТР (Артуру шепотом.) Ну, зачем вы?
ВАЛЕРИЙ (Сурово.) Что не так в сказочке? Говорите прямо как на духу!
АРТУР Не могу сообразить, но, по-моему, закралась какая-то ошибка.
ВАЛЕРИЙ Вот и вы не соображаете. (Вздыхает.) Куда все просачивается?.. Африка, Сахара, казалось бы пустыня, безжизненное пространство. А брось бомбу килограммов на пятьсот. Такое повылазит, такие… что ты?.. Страх – единственная бесполезная эмоция. Но бояться нечего, друзья мои, Артур, Петр. Спешу вас утешить – бояться нечего. В природе и не только, в нас самих все надежно спрятано… А вот сомнения, копание и самокопание – не дело. Может быть, у вас, Артур, в бизнесе, конечно и допускается, как говорится, резинку потянуть, пока колпак сошьется…
АРТУР Но-но! Я колпаков не шью. Никогда не шил.
ВАЛЕРИЙ А почему вы решили, что я вас имел в виду? Вы что же – один древо точите?
АРТУР И древа не точу. Ошибаетесь.
ВАЛЕРИЙ Увы, я никогда не ошибаюсь. Не имею права… Слышали последние данные? Всем, вообще всем владеют десять процентов. Это же уму непостижимо.
АРТУР Допустим, десять процентов – преувеличение…
ВАЛЕРИЙ Течение, заточение… Сердце – пламенный мотор… И пожалуйста, не отвлекайте меня, я рассчитываю азимут.
АРТУР Да, конечно. (Петру шепотом.) Не так прост, как кажется.
Пауза.
ПЕТР Все же, как это у вас получилось, Артур?.. И еще… Это важно… Зачем я вам?
АРТУР Видите ли, хотя я очевидно принадлежу к десяти процентам, хотя Валерий и критикует таких как я, а, следовательно, меня, я, тем не менее приучен к тому, что справедливость должна торжествовать. Не правосудие, но справедливость. Понимаете?
ПЕТР Откровенно говоря, не очень. Мне пытались объяснить на киче, но…
АРТУР С младых ногтей, как говорится, приучен. Так уж воспитали. Среда обитания… Золотое времечко было. Золотое, кто бы что ни говорил… Обратили внимание, как много стали теперь говорить? Валерий неспроста заметил.
ВАЛЕРИЙ Отвлекающий маневр.
АРТУР Говорят и говорят, говорят и говорят…
ВАЛЕРИЙ Да только не я. Если есть хоть малейшая возможность помолчать, я молчу. У меня так… Хотя заставляют, прямо-таки требуют. Почему я, собственно, к Африке-то и тянусь. О, я много мог бы рассказать об Африке, но не имею права. Скажу одно, Африка – не совсем то, что вы себе представляете. И вообще всё – не совсем то, что вы себе представляете…
АРТУР (Валерию.) А вот здесь готов подписаться под каждым вашим словом, Валерий... И напрасно вы, Валерий, сетуете. А знаете вы, что я, к примеру, перед тем как соткать, состряпать, сочинить дельце не ем?.. То есть совсем отказываюсь от пищи. Таким образом, сочувствую и как бы сливаюсь... В подъездах не ночевал, врать не хочу, да и не умею, но такая мысль, нет-нет, да и посещает меня. В особенности по воскресеньям… Еще подаяния просить… Так что, во-первых, прошу меня не списывать, а во-вторых, у меня и у самого порой слеза напрашивается. Что-то изменить – не получается. Пробовали пару раз – и что вышло?.. Только хуже стало… Это, знаете, как стакан с мутной взвесью. Оставь в покое – и вот он осадок… Кроме того, если ночевать в подъезде, как нужду справлять? где? Этим вопросом вы не задавались?.. А я размышлял. Сколько-нибудь подходящего решения не нашел. Получается так – либо сочувствовать и разделять, но мочиться в присутственных местах, либо не морочить голову ни себе, ни людям.
ВАЛЕРИЙ Размышлять, задаваться вопросами мне трудно. Знаю одно. Я теперь к Асе тянусь. Всем сердцем тянусь. И стараюсь не отвлекаться… Надеюсь, скоро мы с ней свидимся… Живу надеждой… Но и без неба не живу.
АРТУР Надежда – да. Воистину путеводное слово.
ВАЛЕРИЙ Ага? Видите, что получается?.. Как говорится, устами солдата скупое мужское… ночь. В особенности, когда пожилой солдат. Бывает, уже и в землю врос по колена, а все молчит. Такой не полетит, конечно, но нальет – не расплещет… Еще раз, друзья. Пожалуйста, не отвлекайте меня, я рассчитываю азимут.
АРТУР Нам замолчать?
ВАЛЕРИЙ Вам – не обязательно. А ориентироваться по звездам буду. По мху – не с руки.
АРТУР Бывалый вы человек. Восхищаюсь вами. (Петру.) Я ведь как рассуждаю? Если есть возможность помочь, почему бы не помочь? Оно же все возвращается… Спасая всех, спасайся сам. Так, кажется? Только об этом мало кто задумывается. Да и знает не каждый… Спешат. А со спешкой нужно быть крайне осторожным. Иногда в спешке можно и голову потерять.
ВАЛЕРИЙ Спешка здесь ни при чем, если вы имеете в виду мою голову.
АРТУР Нет-нет, речь в данном случае не о вас.
ВАЛЕРИЙ Ну и зря. Обо мне – есть о ком поговорить.
Пауза.
АРТУР (Петру.) Так что по мере сил участвую… Милое и выгодное дело… Кроме того, лично мне этим заниматься приятно. Хорошее послевкусье, здоровый сон и так далее.
ВАЛЕРИЙ Как я уже докладывал, голова – надстройка, не более того. Чувства, любовь, огонь, пли! – вот что главное, бедные вы мои.
Пауза.
АРТУР (Петру.) Так что я не в накладе… Когда бы такой возможности не было, я бы и не помог, и не взялся бы, и объясняться ни с кем не стал бы, пропустил бы мимо ушей и все, кто бы меня не просил… Кроме того, я конкретику люблю. Могу помочь – помогаю, не могу – не помогаю… Сначала ситуацию исследую всесторонне, делаю кое-какие пометки, нащупываю пути отступления, а уж потом… (Смеется.) Потом меня не остановишь, будьте уверены… Бывает даже чересчур… Случается, говорят – остановись, много хорошо тоже не хорошо. Да и сам себе такое говорю, а вот
остановиться не получается… Бывает, такое полотно сочиню, что и древним не снилось, а мне всё мало… Уже счастье всеобщее, говорят – хватит, уже горлом радость хлещет, а я – еще, еще, и так, и этак… Исступление, именно что… Потом, конечно, слабость, недомогание, истощение. Сплю сутки, двое… Домочадцы не раз высказывали предположение, что я уже умер… (Смеется.) С тех пор предпочитаю спать в бумагах. Милое дело, зароюсь в бумаги – пойди, найди меня… Но уж если берусь помогать, не обессудьте, помогу, как бы вы не сопротивлялись… Я ведь как рассуждаю? Принял решение – будь любезен, и не ропщи… И вам не советую. Потому и состоялся. Если вдуматься, вот именно по этой причине… В противном случае, первая попавшаяся пичуга склюет… Да вот, хоть воробья возьмите. На вид бродяжка, а своего не упустит… И вы, дорогой Петр, уж больше своего не упускайте…
Артур достает из кармана пачку денег, протягивает Петру.
АРТУР Вот, возьмите покорно. Здесь вам с Розой хватит на первое время. Здесь вам даже на небольшой театрик хватит… Или вам больше не хочется баловать ее?
ПЕТР Как не баловать, вот как не баловать? И рад бы не баловать, да где же мне?.. Уж мне указывали, не балуй, зачем балуешь, и так было… указывали, смотри, разбалуешь, а я и сам чувствую, но чувства – это одно…
ВАЛЕРИЙ Оно же и второе. Если сердце – пламенный мотор, от всего прочего решительно откажись. Будь готов, всегда готов. На том стояли и стоять будем… будем, забудем…
ПЕТР (Артуру.) Вам может показаться странным, но после всего случившегося чувства мои к Розочке не только что не потеряли силы, но окрепли… Парадокс, конечно…
АРТУР Видите как получается?.. У вас парадокс, и со мной нечто подобное происходит. Не так ярко, конечно, но близко к тому… Я, как бы это лучше выразить?.. более хладнокровен, что ли? Но к некоторым благородным чувствам способен… Так что ваш парадокс – скорее закономерность.
ПЕТР (Слезы на глазах.) Святой вы человек, Артур.
АРТУР Не святой и… не совсем человек.
Пауза.
ПЕТР Что значит, не совсем человек?
АРТУР Я, на самом деле, тутовый шелкопряд… Тутовый… Знаете, каким образом я ушел?
ПЕТР Роза говорила что-то о сердечных приступах. Инфаркт?
АРТУР Не совсем. Проблемы с сердцем были, конечно. Да я и сейчас не очень хорошо себя чувствую, но, в общем-то, я еще был жив, когда Нина вошла в ванную. Ну, а там уж… Она испугалась… Да любой на ее месте испугался бы. Я поторопился предстать в естественном, как говорится, виде… Ну и вот – она закричала… Да нет, даже не закричала, сделала так – бррр… Включила душ, смыла меня, вот и все… Видите, как просто нынче? включил воду, сделал напор побольше, и нет человека… в моем случае шелкопряда.
ВАЛЕРИЙ Про напор не знаю, это какая-то новая, по-видимому технология, но в целом, оно всегда так было. Если ту историю со львом и саранчой досказать… Однако ночью такие истории не досказываются. Ночь – время полета и отдыха. Или полет – или отдых. Бомбардировка, одним словом. В сутках первейшее время. Бомбардировка – лучшее время суток, я бы так сказал… товарищ адмирал…
Пауза.
ПЕТР (Артуру.) И вы после того, что случилось с вами в ванной, все равно хотите ее вернуть?..
АРТУР А вы, дорогой Петр?.. В таких ситуациях нас ничего не зависит. Скажу больше, от нас вообще мало что зависит… Разве что утренний выбор – сначала отправиться в душ, а потом позавтракать или наоборот. Не больше того… Браки совершаются на небесах, слышали? Наверняка. Но не знаете, что брак – это навсегда. Вот если вы женились, к примеру, четырежды – ваши четыре жены, с их родственниками, родственниками родственников, подругами и прочим людом будут с вами всегда… Всегда, дорогой Петр!.. Мне повезло, у меня Нина – единственная жена, и я у нее – единственный муж. А представьте, какая хлопотная жизнь ожидала бы меня, когда бы, скажем, я у нее был третьим, а она у меня, упаси Бог, пятой?.. Тут теперь такая камарилья собралась бы, набились бы, как селедка… Настоятельно рекомендую, не выбрасывайте бумаги, стройте убежище. Благо, бумаги теперь вдоволь. Скажу вам по секрету, бумага теперь приобрела новые свойства. Размножается. И если так пойдет дальше, она заменит всё.
ПЕТР Что, всё?
АРТУР Вообще всё.
Пауза.
ПЕТР А, может быть, она не захочет.
АРТУР Кто?
ПЕТР Роза.
Пауза.
АРТУР Чего не захочет?
ПЕТР Ну вот этого… навсегда.
АРТУР Да кто же ее спрашивать будет?.. Стерпится – слюбится. Слышали?
ПЕТР Нет-нет. Мне бы так не хотелось. Так она, пожалуй, разлюбит меня.
ВАЛЕРИЙ Любит, разлюбит… снова полюбит.
ПЕТР Нет-нет, это насилие. Я же на самом-то деле не насильник.
АРТУР (Смеется.) А кто?
ПЕТР Что?!.. И вы?!.. О, Боже! Нет же, нет… Да что же это такое? Я думал, хотя бы вы мне верите?.. Зачем, в таком случае, вы не оставили меня там, в том… той… там, откуда вы меня вызволили такой ценой?.. ценой жизни…
АРТУР Других вариантов не увидел.
ПЕТР Спасли, убив жестокосердно, и теперь глумитесь?
ВАЛЕРИЙ Шекспир?
АРТУР (Петру.) Вы жалеете о том, что случилось?
Пауза.
ПЕТР Всем глумиться надо мной хочется. Почему? Что за люди? Что я за человек?
АРТУР Еще раз спрашиваю – вы жалеете?
ПЕТР Не жалею, не ропщу. Вам показалось, что я жалею, ропщу? Да разве я жалею, разве ропщу?
АРТУР Может быть, вернуть все как было?
ПЕТР Нет!
Пауза.
АРТУР Вернуть все как было представляется мне невыполнимой задачей, но, по правде, я не изучал проблему. История знает много разных примеров. Словом, если вы находите свою смерть несправедливой, возможно негуманной, я готов попытаться, связаться с нужными людьми, провести необходимые консультации, составить план…
ПЕТР Нет!
Пауза.
АРТУР Наметить пути отступления…
ПЕТР Нет же, нет и нет!.. Так, как сейчас – лучше, что я говорю? так, как сейчас даже вовсе хорошо… я даже близок к счастью. И благодарность моя не знает границ, честное слово, но, Артур…
АРТУР Вот это «но». С ним надо будет проститься, Петр.
ПЕТР Охотно. Рад бы. Рад. Но… Артур, если и здесь все будут считать меня насильником…
АРТУР Поменьше обращайте внимания на всех. Все – это никто… Научитесь себя любить. (Пауза.) Успокойтесь, мы все – насильники. Либо воины, либо маньяки, либо шелкопряды… Валерий – воин. Я – шелкопряд. Ну а вы, стало быть…
ПЕТР Да что же вы такое говорите?.. Вам истязать меня хочется?.. Всем истязать меня хочется!..
АРТУР Опять вы за своё. Опять «все»! Еще раз говорю вам, забудьте это «все». Нет никого. Вообще никого кроме вас нет. Только те, кого вы хотели бы видеть. Более никого!.. Усвоили?.. Иначе пропадете, на этот раз уже окончательно!.. Усвоили?
Пауза.
ПЕТР Левкин.
АРТУР Хотите Левкина?
ПЕТР Нет…
АРТУР Ну и зачем вы упомянули его всуе?
ПЕТР А Роза?
АРТУР Что, Роза?
ПЕТР Роза его хочет?.. С кем она репетировать будет? (Пауза.) Я же мечтал… я, знаете, о чем мечтал? кем хотел стать для нее?.. золотым дождем…
ВАЛЕРИЙ Сильно!
АРТУР (Петру.) Прошу прощения, золотой дождь – это что, напомните?
ПЕТР Рембрандта видели? Данаю?.. Нежность, понимаете? нежность… Дождь практически невидим… Вот так и я, хотелось, чтобы я, как будто есть, но, в то же время меня, как будто и нет… Ей – свобода… Рожденная свободной… Хочу, чтобы она не чувствовала себя… стесненной, что ли… Хочу, чтобы она на условном лугу, условной изумрудной травке, в венке из ромашек, играя в жмурки или в хороводе с милыми подругами и друзьями, включая меня, то есть своего законного мужа, случайно уронив на меня взгляд… хотелось бы, чтобы на меня… задержалась бы своим взглядом, возможно даже оступилась бы… единственное, умоляю, не поранив ногу… оступилась бы, как будто этот человек, я, то есть… ее радость и судьба, условная радуга… или, вот гало, раз уж речь идет о хороводе… или сладостная ночь, если это жмурки… Нет, Артур, я не должен быть один… Все, и я среди всех, избран по воле сердца, понимаете?.. только тогда… только в таком случае… И вдруг дождик, понимаете, легкий летний дождик. Все бегут прятаться, и друзья, и подружки, и только мы с ней остаемся, не в силах разомкнуть рук, мечтаний и надежд… Нет, пусть не убегают, пусть остаются под дождем, не в силах убежать, зачарованные этой сценой внезапного союза!
Пауза.
АРТУР Да, чует мое сердце, придется Левкина звать.
ПЕТР А что Левкин? Левкин – талантливый человек. Безумно талантливый человек! Я Розу в известной степени понимаю… Думаете, я мог бы Левкина заменить?.. У меня так исполнить Шекспира не получится… Что же делать?
АРТУР Не знаю. Вам решать.
Пауза.
ПЕТР Давно хотел спросить, всё не решался, дорогой Артур, вы что же, допускаете, что у них было нечто большее?
АРТУР Откуда мне знать?
Пауза.
ПЕТР Артур, дорогой, но это просто смешно. Она же девственна, Артур!.. Она сама мне говорила об этом, и настаивала… У меня нет никаких оснований не верить ей… Говорила, девственность – это мои и печаль, и радость. При этом плакала и смеялась одновременно. Практически каждый день говорила, плакала и смеялась.
АРТУР Но вы же однажды положили конец этому однообразию?
ПЕТР Это был не я. Я на такое не способен. Это был как будто другой человек. На меня нашло затмение. Или вот – гало… Иль ночь сомкнула свои веки.
ВАЛЕРИЙ Шекспир?
Пауза.
ПЕТР (Артуру.) Вы думаете, Левкин воспользовался моим затмением?
АРТУР Боюсь, еще до того, как вас охватило затмение.
Пауза.
ПЕТР Но это решительно невозможно.
АРТУР Пытаетесь вернуться на стезю логики? Исключено. Не те времена.
Пауза.
ПЕТР Хорошо, предположим, что это так… Подчеркиваю – предположим… Хотя быть такого не может... Но мы, зажмурившись, допустим невозможное… Что же, по-вашему, я должен был, как у Шекспира, убить?.. Его убить, ее убить, себя убить?.. Погодите-ка... Вы думаете, Левкин не актер, а персонаж?.. Тогда получается, что и Роза – не Роза, и то, с чем я столкнулся – не сцена пятая, а пучина страстей?.. Вот оно как?.. Ах, вот оно как?!.. Да, да, да, да, потому он и был столь невозмутим, отправляясь к людям во всей своей наготе?.. Выходит, его нагота – это настоящая нагота?.. Но, в таком случае я должен убить и самого Шекспира, и Данаю…
АРТУР Вы, случаем, умом не тронулись, Петр?
ПЕТР Не знаю, возможно… Честное слово, не знаю, я же не врач…
Артур разливает водку.
АРТУР (Валерию.) Что-то вы притихли, дорогой Валерий. Азимут рассчитали?
ВАЛЕРИЙ Шесть. Но полечу по памяти.
АРТУР Почему?
ВАЛЕРИЙ Число не нравится.
АРТУР А что за окном?
ВАЛЕРИЙ Ночь.
АРТУР Присоединитесь к нам?.. Впрочем, вам нельзя – лететь, совсем забыл.
Валерий садится за стол.
ВАЛЕРИЙ Не знаю, конечно, что там дальше будет, но пока всё складывается удачно. (Смотрит на часы.) Полечу минут через пятнадцать – шестьдесят. Лучше – раньше, конечно. Сердце подскажет.
АРТУР У вас хорошая интуиция?
ВАЛЕРИЙ Меня в честь Валерия Чкалова назвали.
Валерий поднимает стакан.
ВАЛЕРИЙ За Валерия Чкалова, под мостом пролетевшего!
ПЕТР (Валерию.) Может быть, вам действительно пока не стоит пить?
Валерий выпивает, вновь наполняет стакан, вновь выпивает.
ВАЛЕРИЙ Я, когда выпью, чувствую себя намного увереннее. Четче вижу, слух нормализуется, разбираться в приборах начинаю. Мой мозг, точнее, то, что от него осталось, теперь работает совсем иначе… Со мной, знаете, тоже парадокс – если я не выпью, чувствую себя как пьяный, шатаюсь, сквернословлю, речь путается, логика
отсутствует напрочь… так, набор слов, наполовину бранных… злюсь по пустякам… Стараюсь Асе на глаза выпившим не попадаться. Что она может обо мне подумать?.. Молчу, а в груди пожар.
АРТУР И ваш парадокс – не парадокс. Тому множество примеров.
ВАЛЕРИЙ Да, но у тех, кого вы имеете в виду головы целы…
АРТУР Напрасно вы так думаете. Оглянитесь вокруг, присмотритесь повнимательнее.
ВАЛЕРИЙ На данный момент размеры мозга у меня сопоставимы с горошиной фасоли.
АРТУР (Смеется.) Да вы – колосс.
ВАЛЕРИЙ Смеетесь надо мной?
АРТУР Ни в коем случае.
Пауза.
ВАЛЕРИЙ Обожаю титан. Химический элемент четвертой группы периодической системы Менделеева. Атомный номер двадцать два. Атомная масса – сорок семь целых и девять десятых. Имеет серебристо-белый цвет, относится к лёгким металлам. Лучшее открытие человечества… Все лучшее во мне – благодаря титану. Укрепи я голову годом раньше… А братья по оружию советовали.
АРТУР Я намеренно занимался проблемами мозга. Не по вашему поводу, но интересовался. Уже не помню, что послужило причиной. А в силу того, что я, так уж вышло, знаком со многими корифеями, тку для них, стало быть, информацией располагаю предельно объективной. Горошина в наше время – редкость. Достойный размер, если не сказать больше.
ВАЛЕРИЙ Утешаете меня?
АРТУР Ничуть. (Смеется.) Валерий, голубчик, у меня-то мозга совсем нет. Где вы видели шелкопрядов с мозгами?.. Да будь у меня мозг, разве смог бы я зарабатывать такие деньжищи?.. Я бы где-нибудь в библиотеке науку грыз… или книжные шкафы… Между прочим, запах дерева привлекает меня очень… Цепенею… От запаха дерева и духов «Частная коллекция»… Цепенею, теряю контроль… (Петру.) Кстати, накануне моего, так сказать, последнего купания, Нина как раз надушилась «Частной коллекцией»… Вот я и расслабился.
ПЕТР Это – любовь.
АРТУР Мне трудно судить. Но что-то наподобие…
Пауза.
ВАЛЕРИЙ Вот, кстати, сегодня по связи передали, нашли-таки большого корабельного червя. Двести лет искали, найти не могли… Длина – полтора метра. Я где-то таким себе его и представлял. Это же какое событие!.. прибытие, наитие… Однако на боевых кораблях они, как правило, не водятся. Очень жаль. Какое-никакое развлечение в походе.
АРТУР Не ведают, что творят. Сами себе могилу роют.
ПЕТР В каком смысле?
АРТУР Им же теперь придется встраивать его в систему. А червю этому пальца в рот не клади.
ВАЛЕРИЙ Кстати, прозвучало. По-моему, когда его извлекали, он именно палец кому-то из охотников повредил или откусил.
АРТУР А я что говорю?.. Великая опасность ждет сильных мира сего. Вся система, может быть, и не рухнет, но пошатнется. Во всяком случае подвинуться многим придется… Надо будет мне предупредить кое-кого… Надо же, нашли… А я не слышал… Разомлел в ванне, расслабился… Всё вверх тормашками… Разомлел, вот – ключевое слово. Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя расслабляться.
ПЕТР И после смерти?
АРТУР Что вы имеете в виду, молодой человек?
ПЕТР Как же? Нас вроде бы нет уже в живых.
АРТУР Глупости говорите, Петр… Живые – мертвые, люди – шелкопряды… еще рогатых оленей вспомните, львов, куропаток… Всё – такие условности… Игрушки, игра… Придумали себе простенькие правила, тем и утешаемся… Всё – едино и существует по правилам бесконечности… Мы не шарик голубой – клубок. Навроде того, что скарабеи катают, хозяева наши…
Пауза.
ВАЛЕРИЙ Хочу круг над Африкой дать.
АРТУР Дайте, кто вам мешает?
Пауза.
ВАЛЕРИЙ Соскучился по Африке. По Асе и по Африке.
АРТУР (Вздыхает.) Так все скучаем… Родина наша… Любите Пушкина?
ВАЛЕРИЙ К сожалению не читал.
АРТУР Тоже знатно рифмовал.
ВАЛЕРИЙ Времени не было. Я же с трех лет в авиации.
АРТУР Ну, ничего, теперь времени много будет, почитаете, еще и познакомитесь, еще и товарищами станете…
ПЕТР Товарищами с Александром Сергеевичем скорее всего, мы станем. Друзьями по несчастью. Он ведь тоже из-за жены...
АРТУР Не думаю. Просто карта легла… Он же дуэли не хотел... И Дантес не хотел. А карта легла – ножки сами пошли. Ручки сами к пистолетам потянулись. Говорю, от нас ничего не зависит.
ВАЛЕРИЙ (Выпивает.) Ну, все, пора.
ПЕТР Удачи.
Пауза.
ВАЛЕРИЙ В следующий раз попрошу бомбардировщик… Бинокль оставляю. Я вам крыльями помашу, наблюдайте.
Валерий уходит.
ПЕТР Почему бомбардировщик?
АРТУР Просторнее.
Пауза.
ПЕТР Теперь, когда мы остались вдвоем, скажите, Петр, Петя… как мне жить после того, что случилось?.. Они же, прежде чем задушить, надругались надо мной…
АРТУР Да всё я знаю.
ПЕТР Та был один такой мелкий, с золотым зубом, всё повторял «Ишим, Ишим». И всё полотенцем крутил над головой… Что такое Ишим?
АРТУР Станция такая. Где-то в Сибири.
ПЕТР При чем здесь станция?
АРТУР Не знаю, и знать не желаю…
ПЕТР Брезгуете?.. Понимаю… Но как мне теперь жить, скажите?.. Я же думал – всё. Меня больше не будет. А раз меня не будет, и памяти не останется.
АРТУР Все пройдет, Петенька, уйдет, как в песок… Наша память – Сахара, Петя.
Пауза.
ПЕТР Вы знали, что так будет?
АРТУР Нет. Мы договаривались, что все будет сделано быстро, по возможности безболезненно, без этих блатных выкрутасов… но, сами понимаете, выше головы даже я прыгнуть не могу… Во всяком случае весь этот кошмар теперь позади… Забыли, забыли, всё… Поверьте, других вариантов вызволить вас не было… Верите мне?
ПЕТР Верю.... Спасибо вам, Артур.
Пауза.
АРТУР Вот за что я недолюбливаю людей… Но, понимаю, в какой-то мере. Стремление разрушать для них естественно. Существовать в клубке, который я упоминал выше, невыносимо. Хочется вырваться любым способом… А достается ближним… Со мной ведь тоже много чего происходило такого, с чем жить противопоказано… Ненависть, любовь, добро, зло – все намертво переплетено… Зато мы с вами теперь имеем право на пафос… Прежде пафоса много было, это теперь чураются, а прежде… Так вот, это были не пустые фразы. С годами понимаешь… Ну, не будем о грустном больше. Теперь, Петя, все будет хорошо, можете мне поверить. Все будет очень, очень хорошо. (Пауза.) Вы хотите, чтобы я наказал этих подонков?..
ПЕТР Нет, нет, не нужно. Ничего не хочу от них. Их не хочу больше. Ничего не хочу больше… Забыться бы поскорее.
АРТУР Забудемся. Недолго осталось… Слушайте, а почему мы не пьем? Водка стоит, мы не пьем.
Артур разливает водку.
ПЕТР А вам не противно со мной пить?
АРТУР Ну, точно, с ума вы сошли. (Поднимает стакан.) Ваше здоровье, Петя.
ПЕТР Ваше здоровье.
Артур и Петр чокаются, выпивают.
АРТУР Ну, что, пойдем наблюдать?
ПЕТР Да, конечно.
Артур и Петр направляются к окну. Артур смотрит в бинокль.
АРТУР Сейчас он помашет нам крыльями.
ПЕТР Ночь. Боюсь, не увидим.
АРТУР Увидим, Петя, обязательно увидим.
Ослепительно яркий свет. Взрыв. Затемнение.

Комментарии закрыты.