ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

ИРИНА ПАВЛЫЧЕВА

ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

комедия в двух действиях для четырех актёров

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

НИНА

САША, её муж

ОЛЬГА, её подруга

КОЛЯ, её сын *

КИРИЛЛ, её бывший однокурсник *

 

*Пьеса рассчитана на четырёх актёров. Предполагается, что Колю и Кирилла сыграет один артист, которому вполне хватит сценического времени для перевоплощение.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

 

Квартира. Зритель видит прихожую и гостиную, в которой есть и «рабочий уголок» хозяйки дома: письменный стол или бюро с откинутой крышкой, на нем бумаги, компьютер. В гостиной все свободные стены завешены живописью (так называемая петербургская развеска). Картины подобраны со вкусом и красиво оформлены. Видны двери и в другие помещения.

В прихожей стоят, обнявшись, Нина и Саша. Видно, что у них теплые отношения.

 

НИНА. Жаль не удаётся тебя проводить.

САША.  Да ладно! Жаль, что не захотела со мной поехать.

НИНА. Не начинай! Тебе прекрасно известно: отпуск у меня две с лишним недели, у Николеньки экзамены.

САША. Не будем, не будем. Только и тебе прекрасно известно, что, пожелай ты, отпуск тебе передвинули бы. Да и «Никленька» – здоровенный лоб. Прекрасно выжил бы под надзором твоих.

 

Входит Коля.

КОЛЯ. Что верно – то верно! Пока, пап! Привет бабуле с дедулей!

САША (обнимает сына второй рукой). Непременно! (отпускает) Беги, собирайся! И я пошёл!

НИНА. И правда! Вперёд!

САША. Пока, старушка! (целует ещё раз, подхватывает чемодан, выходит)

НИНА (вслед). Пока, пока! Старичок!

 

Нина запирает за мужем в дверь, переходит в комнату, бредёт к своему «рабочему уголку». Сначала полуавтоматически перекладывает бумаги, потом начинает во что-то вчитываться, усаживается и погружается в работу. Вбегает Коля.

КОЛЯ. Мам! Я пошёл! (чмокает её)

НИНА. Пулей! Опаздываешь!

 

Коля чуть отходит, мнется в нерешительности.

НИНА. Ты ещё здесь?

КОЛЯ. Мам!

НИНА (не отрываясь от работы). М?

КОЛЯ. Мам! Я хотел тебя с Наташкой познакомить!

НИНА. С радостью! Хоть сегодня! По пути с работы куплю вкусненького к чаю. Идёт?

КОЛЯ. Мам! Она у нас уже была.

НИНА. Я в курсе, ты говорил.

КОЛЯ. Видела твои работы.

НИНА. И?

КОЛЯ. Она в восторге от твоих картин.

НИНА (полушутливо). У неё хороший вкус! Тебя выбрала, мои работы нравятся.

КОЛЯ. А на другой день мы сидели во дворе, и из нашей парадной вскочила вся из себя та, с пятого этажа.

НИНА. Причём тут пятый этаж?

КОЛЯ. Наташка приняла её за тебя.

НИНА. И?

КОЛЯ. И я понял, что она представляет тебя такой «супер-пупер»!

НИНА. А я не «супер-пупер»? И ты боишься, что Наташа разочаруется?

КОЛЯ. Да нет! Ты гораздо лучше! Ты – супер! Без всякого пупера! Супер-супер!!!

НИНА. Приятно, мерси!

КОЛЯ. Только одеваешься… В общем, не могла бы ты оформиться…чуть помолодёжнее, что ли?

НИНА. А так (указывает на себя) я выгляжу старушкой?

КОЛЯ. Мам, это ты сказала.

НИНА. Вас понял! На обратном пути вместо вкусненького, покупаю чего-нибудь модненького.

КОЛЯ. Ты обиделась?

НИНА. Нет, конечно. Беги!

 

Коля ещё раз чмокает мать и убегает. Нина возвращается к бумагам. Не успевает вчитаться, как раздаётся телефонный звонок.

НИНА. Алло?

ГОЛОС В ТРУБКЕ (ОЛЬГА). Нина?

НИНА. Да?

ОЛЬГА. Понятно, не узнаешь?

НИНА. Извините…

ОЛЬГА. Ольга Лисицина!

НИНА. Оля! Боже!

ОЛЬГА. Я хочу к тебе зайти.

НИНА. Разумеется, буду очень рада! В любое время!

ОЛЬГА. Прямо сейчас.

НИНА. Мне через полчаса на работу.

ОЛЬГА. На пять минут!

НИНА. После стольких лет на пять минут?!

 ОЛЬГА. И я у твоей парадной! Поднимаюсь?!

НИНА. Давай!

 

В трубке звучит отбой. Нина кладёт бумаги. Раздаётся звонок. Нина бежит в прихожую, открывает. На пороге Ольга.

ОЛЬГА. Здравствуйте! Я к Нине. Я ей сейчас звонила…

НИНА. Так-так-так! Своих не узнаем!

ОЛЬГА. Нина!!! (бросается к Нине с объятьями) Привет, старушка!!!

НИНА. А ты совсем не изменилась!

ОЛЬГА (продолжает возбуждённо и сумбурно стрекотать). Просто у тебя здесь темно! Ты зачем волосы покрасила?

НИНА (включая свет). Прости, ринулась поскорее открыть, не успела зажечь свет.

ОЛЬГА. Ну вот. Теперь вижу – ты!!! Сколько лет, сколько зим?

НИНА. Лучше не считать!

ОЛЬГА. Права, права, права!!! Ты не обиделась?

НИНА. Нет. Я уже третий раз сегодня не обижаюсь!

ОЛЬГА. Как это?

НИНА (с улыбкой, без горечи и обиды). Меня сегодня прямо-косвенно, в шутку-полушутку, в серёз-полусерьёз, по ошибке-полуошибке, так или иначе старушкой назначают. Видно, день такой!

ОЛЬГА. Брось! Но зачем ты всё-таки в тёмный цвет покрасилась?

НИНА. А тебе не приходилось слышать, что люди иногда с возрастом темнеют?

ОЛЬГА. Мне даже известно, что иногда люди с возрастом седеют (как, например, я в отличие от тебя), но никто не мешает людям восстановить первоначальный цвет волос, скажем, при помощи краски.

НИНА. Намёк понят.  (Выдерживает маленькую вопросительную паузу)

ОЛЬГА. Да-да! К делу?

НИНА (шутливо). Так ты по делу пришла?! 

ОЛЬГА. Точно! Мы собираемся группой!

НИНА. Неужели круглая дата?

ОЛЬГА. Круче! Все съезжаются, а это случается реже, чем набегают круглые даты. Я держу руку на пульсе.

НИНА. Я, наверное, не смогу!

ОЛЬГА. Когда ты не сможешь?

НИНА. Поймала. Ты не сказала, когда…

ОЛЬГА. Тэк-тэк-тэк! Мы не хотим повидать старых добрых однокурсников? Почему?

НИНА. Придётся признаваться, да?

ОЛЬГА. И давай по-быстрому, чтобы не прибегать к пыткам. Типа рассесться здесь и не давать тебе уйти на работу.

НИНА. Что в прихожей стоим, проходи!

 

Входят в гостиную. Ольгино внимание мгновенно захватывает «петербургская развеска».

ОЛЬГА. Ого! Да ты, я смотрю, поплодовитее Айвазовского будешь!!!

НИНА. Почему ты уверена, что работы мои.

ОЛЬГА. Потому что, во-первых, прекрасно помню, как ты моталась между филфаком и академией художеств.

НИНА. Чудное было время, позволялось учиться сразу в двух вузах и второе высшее бесплотно получать.

ОЛЬГА. Ты была маньячка насчёт поучиться. Мы только дивились на тебя. Во-вторых, чтобы приобрести такое количество картин, надо быть олигархом. Я в курсе цен. А если бы твой муж был олигархом, вы бы жили не в квартире, а в особняке, и не здесь, а в Лондоне. Как моя дедукция?

НИНА. С дедукцией порядок.

ОЛЬГА. Жду признания.

НИНА. Короче, я не видеть не хочу, а показываться не желаю. Пришла бы ты вчера, я дала бы другую реакцию, но после услышанного сегодня, я не то что встретиться с людьми, которые не лицезрели меня  –цать лет, комплексую, я на работу не знаю, как нос показать. К тому же, муж только что уехал недели на две, а то и три…

ОЛЬГА. Спокуха! Отвечая на ваши сомнения, сообщаю: мы собираемся через две недели. Далее, на правах твоей когдатошней лучшей подруги, ответственно заявляю что. Пойдём по пунктам. Первое, не надо нагнетать. Второе, не всё так плохо. Третье, то, что надо бы поправить, поправимо, и десяти дней достаточно. (Ибо обнимая тебя, отчётливо ощутила, что с фигурой у тебя порядок, просто платье бесформенное). В-четвёртых, муж нам не требуется, встречаемся без супругов.  Наконец, главное, встреча с однокурсниками сулит тебе колоссальную выгоду.

НИНА. Лихо завернула!

ОЛЬГА (прогуливаясь по комнате, рассматривает картины, останавливается перед «рабочим уголком», её взгляд падает на бумаги, кивая на них) Даже, скажу, колоссальнейшую.  Ещё и высокую поэзию переводишь?

НИНА. Просто, для тренировки ума. Знаешь, кто кроссворды разгадывает, кто пазлы складывает, ну, а я со словами, рифмами и смыслами играю…

ОЛЬГА. Да-да-да! А продавать ни живопись, ни переводы даже не пробовала. Узнаю подругу. Действительно, люди не меняются.

НИНА. Я не могу продавать, я ещё родительскую дачу не всю обвесила.

ОЛЬГА. Ты её и переводами обвешиваешь? Ладно, гони 10 тысяч, и я пошла.

НИНА. 10 тысяч?

ОЛЬГА. Если нет, я за тебя внесу, потом отдашь. Ты мне нужна. Мне выгодно, чтобы ты пришла (не спрашивай, почему, не скажу). Комплексы твои мы снимем. Это просто. (Достаёт визитницу, перебирает карточки) Вот тебе отличный парикмахер, запишись сегодня же, он сделает всё, что надо, сама себя не узнаешь, косметолог, она же визажист…Так. Портниха, если не подберёшь готовое…

НИНА. Я прекрасно шью.

ОЛЬГА. И это шила? (Нина кивает) Сшито отлично. Но выбор фасона и цвета оставляет в недоумении. При твоём-то вкусе. Ладно, когда голову тебе приведут в порядок, ты автоматически поменяешь стиль… Вот магазин, прекрасные ткани, у меня хорошая скидка, в обувном тоже, сумки, ещё это, это, карты потом отдашь. Самое главное – вот. Походишь дней десять подряд – осанку подтянут, хотя с ней у тебя норм, но лучшее – враг хорошего в данном случае не работает.

НИНА (принимая). Я бы не стала, но сын…

ОЛЬГА. Ясненько! Продвигает тебя в нужном направлении.

НИНА (протягивая 10 тысяч). Мы там два дня просидеть собираемся?

ОЛЬГА. Согласись, раз в жизни можно позволить себе приличный ресторан с приличной кухней, музыкой, напитками и т.д. Я пошла!

НИНА. Ладно. Только два коротких вопроса. Ты говоришь то про группу, то про однокурсников. Неужели все 300 человек съехались?!

ОЛЬГА. Нет, разумеется. Сама знаешь, людей с языками теперь так по миру разнесло! Но группа вся! Ну, и наиболее дружественных нам личностей с курса мы приглашаем, как всегда!

НИНА. Так это не в первый раз?

ОЛЬГА. Не в первый, но тогда был не полный сбор…

НИНА. А на неполный меня не стоило приглашать? Хотя проехали. Послушай, а о какой баснословной выгоде ты упомянула, выманивая у меня 10 тысяч.

ОЛЬГА. А-а-а! Заинтересовалась!

НИНА. Просто почувствовала, что в твоей шутке лишь доля шутки.

ОЛЬГА. Васильев приехал и будет непременно.

НИНА. Васильев? Причём тут он?

ОЛЬГА. Как причём? Он у нас крутой галерист и издатель в одном флаконе!!!

НИНА. Так это его галерея на…

ОЛЬГА (перебивая). Разумеется!

НИНА. И его издательство…

ОЛЬГА. Именно!

НИНА. Каким образом?

ОЛЬГА. Долгая история, потом как-нибудь расскажу… Ты тоже замешана!

НИНА. Ничего не понимаю.

ОЛЬГА. Ладно, главное сделано, деньги я с тебя содрала, побегу. Остальное при встрече. Знаю, ты не жадная и только из-за того, что деньги отдала не придёшь, так приходи хоть ради продажи своих картин и переводов. У любой семьи лишних денег не бывает. Любому автору хочется славы!

НИНА. Славы? Я уже выросла из этого возраста!

ОЛЬГА. Не славы, так известности, а не известности, так просто поделиться… тут не поспоришь, да?

НИНА. Нечто ты думаешь, что я полезу к нему со своими картинами.

ОЛЬГА. Не ты, так я это сделаю! Чего ради, такое добро от мира таить. Я всю жизнь по музеям, глаз-то набила, знаю что говорю.

 НИНА. Спасибо на добром слове, но…

ОЛЬГА. Никаких «но»! И горячо советую, воспользуйся моими карточками и рекомендациями.

НИНА. Этак я семью вконец разорю.

ОЛЬГА. Раз в жизни можешь. Да, я смотрю, вы и не бедствуете.

НИНА. Сейчас – нет. Но было время…

ОЛЬГА. Это многие прошли, а теперь хватит на себе экономить. Вижу ты уже достаточно поусердствовала. (указывает на костюм Нины) Немарко, и в пир, и в мир, и в добрые люди, фасончик и цвет – не запоминающиеся, сменив аксессуары, можно по несколько раз появляться в одном… Продолжать?

НИНА. Считала и размазала! Довольна?

 ОЛЬГА. Меня послушаешь, уверена, и сына, и мужа приятно удивишь, что дороже денег. Мужиков время от времени надо встряхивать перевоплощениями!

НИНА. Мудрая ты наша!

ОЛЬГА. Побежала (направляется в прихожую). Созвонимся! Буду тебя контролировать.

НИНА (провожая гостью). Заинтриговала! Никак не могу додуматься, с чего ты вдруг так за меня взялась?

ОЛЬГА. А ещё говоришь: «ум тренирую, играю со словами-смыслами»! Я объяснила, мне нужно, чтобы ты пришла.

НИНА. Да что тебе за радость? Мы повидались, захочешь, будем общаться чаще и обстоятельнее, я с удовольствием. На встрече нам и поговорить не придётся! Шум, гам, все возбуждены, бросаются друг на друга...

ОЛЬГА. Не труди понапрасну свою мысль. Пусть она над переводами работает. А радость у меня может получиться, я тебе позже свои замыслы раскрою. Или ты на работу хочешь опоздать?

НИНА. Ой, да! Кремень, ты наш! Беги!

 

Чмокаются. Ольга уходит. Нина спохватывается, вбегает в комнату, быстро укладывает что-то в сумку. Выбегает.      .                                 

 

Затемнение.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Чувствуется, что прошло несколько дней. Входит Нина с пакетом из фирменного магазина в одной руке, с продуктовыми в другой. Из своей комнаты выныривает Коля.

КОЛЯ. Привет, мам.

НИНА. Ты дома? Привет!

КОЛЯ. Давай в кухню отнесу (замечает фирменный пакет). Ничего себе! Ради Наташки?

НИНА. Не исключительно. Спину, руки, ноги – ломает,  болят жутко!

КОЛЯ. Заболела?

НИНА. Нет, дурного совета послушалась!

КОЛЯ. Какого?

НИНА. На фитнес три раза подряд сходила. Два раза побереглась, а на третий осмелела и оторвалась в полном объёме. Ой!

КОЛЯ. Зачем же ты по магазинам после пошла?

НИНА. Так первые часы наоборот прилив бодрости, боль на походе к дому догнала…

КОЛЯ. Наташка того не стоит, да и поссорились мы с ней! Ты расстроилась?

НИНА. Расстроилась? С чего ты взял? У меня расстроенный вид?

КОЛЯ. Вроде нет. 

НИНА. Спина болит жутко!

КОЛЯ. Странно. 

НИНА. А ты расстроился?

КОЛЯ. Есть немного…

НИНА. Уверена, помиритесь.

КОЛЯ. Не знаю. На дачу хочу к бабушке с дедушкой!

НИНА. Сдашь – и вперёд.

КОЛЯ. Завтра последний.

НИНА (удивлённо). Завтра?

КОЛЯ. Мам, я тебя не узнаю… Ты всегда всё про мою учёбу лучше меня знала.

НИНА. Беги, готовься, скорее, что стоишь?! Погоди, ты собрался к моим или к папиным?

КОЛЯ. В Крым.

НИНА. С Наташей окончательно порвать решил? 

КОЛЯ. Мне готовиться идти или про Наташку рассказывать?

НИНА. Иди, готовься. Только я бы посоветовала тебе для начала на недельку к моим поехать, а уж если не помиритесь, тогда…

КОЛЯ. Подумаю.

НИНА. Ни-ни-ни!!! Ни в коем случае сейчас не думай, только готовься. Завтра сдашь, тогда и подумаешь. Иди!

 

Коля уходит. Раздаётся телефонный звонок.

НИНА. Слушаю.

ОЛЬГА (голос в телефонной трубке). Привет, как дела?

НИНА. Привет, Оля! Тебе подробно отвечать или «хорошо» достаточно?

ОЛЬГА. В принципе «хорошо» меня устраивает. У парикмахера была?

НИНА. Нет пока.

ОЛЬГА. Хоть записалась?

НИНА. Ольга, ты меня пугаешь! Пропадала жуть сколько лет. Вдруг являешься, отнимаешь у меня 10 тысяч и начинаешь устрашающе заботиться о моей внешности.

ОЛЬГА. Так надо, подруга, так надо.

НИНА. Мистификация какая-то.

ОЛЬГА. Отнюдь, лишь крохотная хитрость ради крупной цели.

НИНА. А меня ты держишь за «болванчика в старом польском преферансе», или как там Штирлиц говорил.

ОЛЬГА. Ни-ни-ни, за маленький прикуп. Короче, к парикмахеру я запишу тебя на завтра.

НИНА. Только не на завтра!

 ОЛЬГА. Тогда на когда?

НИНА. Тебе повезло, что мне нужно идти готовить Коле ужин. А то бы я допыталась.

ОЛЬГА. Торопишься? Не тяни, говори, на который час тебя записывать и на какой день.

НИНА. На 7, спасибо.

ОЛЬГА. Утра или вечера?

НИНА. Издеваешься?

ОЛЬГА. Кто тебя знает! День?

НИНА. Понедельник.

ОЛЬГА. Ладно, не опаздывай! Целую!

НИНА. Пока (вешает трубку.) Меня это начинает напрягать. Ой!!! (хватается за спину).

Ковыляет в кухню.

Затемнение.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

 

Прошло некоторое время. Квартира Нины. Всё те же гостиная и прихожая. Звонит телефон. Из соседней комнаты входит Нина. В первый момент её не узнать. Светлые волосы лежат красиво и непринуждённо, изысканный костюм, выгодно подчёркивающий фигуру, шикарные туфли, даже походка стала легче и грациознее. Берёт телефон.

НИНА. Алло!

ОЛЬГА. Привет! Готова?

НИНА. Почти.

ОЛЬГА. Как почти? Ты на часы смотрела?

НИНА. Сейчас-то я тебя и подловлю!

ОЛЬГА. Что ещё за «подловлю»?

НИНА. А вот. Я никуда не пойду, пока ты не объяснишь, что всё это значит.

ОЛЬГА. Ты про что?

НИНА. Сама знаешь.

ОЛЬГА. Я тебе сразу объяснила. Мне нужно, чтобы ты пришла на встречу. Поясняю подробно.

НИНА. Наконец-то! Сколько я этого добиваюсь!!! Шантаж – великая штука! Итак?!

ОЛЬГА. Итак. Поясняю подробно. У меня есть личная заинтересованность.

НИНА. И?

ОЛЬГА. Что «и»?

НИНА. Дальше!

ОЛЬГА. И всё, тебе пора выходить. У твоей двери – сопровождающий, у парадной – машина.

НИНА. Ты за мной приехала? На такси?

Раздаётся звонок в дверь. Ольга его слышит по телефону.

ОЛЬГА. Открывай!

НИНА. Чудовище!!! Ты у дверей? (в трубке звучит отбой)

 

Нина кладёт телефон и направляется открывать дверь. Бормочет про себя: «Сейчас я ей покажу, сейчас устрою!» Распахивает входную дверь. Вместо ожидаемой Ольги в квартиру влетает мужчина, с порога бросается на Нину, хватает её в объятья! Нина, решив, что на неё напали, кричит и отбивается.

 

КИРИЛЛ. Ладно тебе, Нинуля, хватит, не смешно (чмокает её в щёку, отпускает).

НИНА. Кирилл???

КИРИЛЛ. Я! Разве Ольг не предупредила, что я заеду за тобой?!

НИНА. Даже не намекнула! Все нервы измотала! А только что чуть не угробила! Я так испугалась!

КИРИЛЛ. Я-то недоумеваю: «Чего так кричит!?»

НИНА. Думала грабитель!

КИРИЛЛ (снова раскрывая объятья). Ну, здравствуй, что ли, любовь моя!

НИНА. Привет!

Слегка обнимаются, троекратно целуются.

НИНА. Я готова, пошли?

КИРИЛЛ. Погоди! Ещё только полседьмого, а нам к девятнадцати тридцати.

НИНА. А она мне сказала к семи! Вот интриганка!

КИРИЛЛ. Не без этого!

НИНА. Что и тебя провела?

КИРИЛЛ. Бывало, и не раз, теперь, возможно, нет. Она сказала, что я должен что-то у тебя посмотреть.

НИНА. Я бы не, но… Не в прихожей же нам век стоять.

КИРИЛЛ. Положим, не век, а минут 30.

НИНА. Проходи, пожалуйста.

Проходят в гостиную. Кирилл сразу бросается к картинам.

КИРИЛЛ. Да-а-а! На этот раз не обманула, уже дважды не обманула.

 

Кирилл медленно бредёт вдоль стены, не отрывая глаз от картин, доходит до «рабочего уголка», опускает глаза, резко наклоняется и начинает что-то читать, быстро перекладывает листы.

НИНА. Послушай, Кирилл, что за бесцеремонность! Что вы с Ольгой вообще позволяете в отношении меня! Ты хоть бы разрешения спросил!!

Вместо ответа Кирилл побегает к ней, опять заключает в объятья и начинает кружить.

НИНА. Кирилл!!! Оставь! Поставь!!!

КИРИЛЛ. Ты у нас – гений! Ты – чудо! Я всегда знал! Всегда был в восторге от тебя!!!

НИНА. Прекрати, не смешно! Отпусти, наконец! Вы что с ней сговорились? Розыгрыш затеяли?

КИРИЛЛ (неохотно отпуская объятья). Ничего подобного!

НИНА. Дурочку из меня делаете?

КИРИЛЛ. С чего ты взяла?

НИНА. Она тебя подговорила, признавайся, поговорила!?

КИРИЛЛ. Насчёт чего?

НИНА. Ну, там, в восторг впадать…

КИРИЛЛ. В восторг от тебя я впал сто лет назад, и меня никто не подговаривал, а твои картины я вижу впервые и искренно восхищаюсь. За то, что бумаги твои ворошил, не спросясь, прошу прощения… автоматика сработала… профессиональное… Тебе Ольга не говорила, чем я занимаюсь?

НИНА. Сказала. Ладно, извини, просто Ольга что-то мудрит. Морочит мне голову уже две недели, звонит, понукает…

КИРИЛЛ. Честно сказать, я не думал, что из тебя получится художник…

НИНА. А я и не художник. Я – преподаватель!

КИРИЛЛ. Преподаёшь живопись?

НИНА. Зарубежную литературу.

КИРИЛЛ. Значит, заблудилась по филологической линии.

НИНА. Отчего заблудилась. Вполне сознательно выбрала и вполне успешно работаю.

КИРИЛЛ. Художественный перевод?

НИНА. Наука. Я – доктор наук. Живопись – хобби.

КИРИЛЛ. Ничего себе хобби! Персональные выставки были?

НИНА. Ни разу в выставках не участвовала! Ты мне лучше расскажи, как ты бизнесменом оказался?

КИРИЛЛ. Случайно, а вернее, с горя.

НИНА (недоверчиво) Ну да!

КИРИЛЛ. Я в тех же ВУЗах, что и ты учился, если припоминаешь. Ты – на испанском, я – на английском; ты – на живописи, я – на искусствоведении.

НИНА. И?

КИРИЛЛ. И, с горя, повторяю, подался я в моряки дальнего плавания.

НИНА. В моряки????!!!

КИРИЛЛ. Да. И повезло мне попасть на судно, которое в те далёкие времена курсировало по европейским портам. А мои друзья-художники молодые и не очень тогда оказались в отчаянном положении. Стали просить, мол, отвези наши работы, попробуй продать там хоть за копейки. Попробовал – привез им денежки. Пошло, поехало.

НИНА. Погоди, ты, припоминаю, в аспирантуру поступил.

КИРИЛЛ. Да, я тогда искусствоведеньем увлёкся, как сумасшедший!

НИНА. Так ты защитился или нет!

КИРИЛЛ. И защитился...

НИНА. И защитился, и в моряки? Не помню.

КИРИЛЛ. Ну, дорогуша, тут ничего удивительного, ты замуж выскочила…

НИНА. Не вижу связи.

КИРИЛЛ. Кстати, где он? Вы, случайно, не (показывает руками на развод)

НИНА. Он на конференции.

КИРИЛЛ. Значит, через 2-3 дня обратно?

НИНА. Да, теперь уже дня через два-три. А так он недельки на две...

КИРИЛЛ. На конференции?

НИНА. Нет, у своих, его родители в Крыму живут. Стали болеть частенько, вот и решили, коли туда на конференцию – с ними побудет… и сын следом отправился сердечные раны залечивать.

КИРИЛЛ. Куда только не кинешься за таким лечением!

НИНА. Говоришь со знанием дела!

КИРИЛЛ. А то!

НИНА. Нам не пора такси заказывать?

КИРИЛЛ. Зачем такси? Моя карета ждёт Вас!

НИНА. Ты совсем не пьёшь?

КИРИЛЛ. У меня шофёр!

НИНА. А Ольга сказала, что ты здесь не живёшь.

КИРИЛЛ. Почти. Вообще-то он таксист, но на дни, часы или недели, когда я приезжаю, берёт отпуск или отгулы, пересаживается на мою машину и становится моим личным водителем-телохранителем-ассистентом-курьером и пр., за что получает достойное вознаграждение.

НИНА. Значит, семья твоя живёт за границей?

КИРИЛЛ. У меня нет семьи.

НИНА. Что-то ты с этим затянул.

КИРИЛЛ. Есть такое дело. Вот и мотаюсь. Бизнес в нескольких странах.

НИНА. Нам не пора?

КИРИЛЛ. Пожалуй.

НИНА. Тогда – вперёд, знакомь меня со своей машиной и шофёром!

 

Выходят из квартиры.

Затемнение.

 

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

В квартиру Нины. Со смехом, слегка возбужденные вваливаются Нина и Кирилл.

НИНА (поворачиваясь к Кириллу прямо на пороге). Спасибо, что выдернул меня оттуда. Очень вовремя я как раз полностью насладилась и устала.

КИРИЛЛ. Ещё бы! Так оттанцовывать!

НИНА. Сто лет не танцевала. 

КИРИЛЛ. А было впечатление, что только этим и занималась.

НИНА. Перестань издеваться. Я – кабинетный учёный. Ну, спасибо, что подбросил.

КИРИЛЛ. Нет-нет-нет. Мы так не договаривались. Ты – кабинетный учёный, а я – крутой бизнесмен. У меня наклюнулся выгодный проект. Я хочу взять быка за рога. Времени у меня в обрез.

НИНА. Что ты сейчас наговорил? Ничего не поняла.

КИРИЛЛ. Тогда нам нужно по чашечке чая для протрезвления головы и пять минут для разъяснений, может, чуть больше. Я чашку чая заслужил?

НИНА. Разумеется. Проходи, располагайся. Сейчас чайник поставлю.

 

Кирилл проходит в гостиную. Ольга скрывается за другой дверью. Кирилл быстро откуда-то извлекает внушительную и явно дорогущую бутылку коньяка и два коньячных бокала, пристраивает на журнальный столик и начинает бродить вдоль картин. Появляется Нина с небольшим подносом.

НИНА. Делаешь вид, что любуешься моей мазнёй.

КИРИЛЛ. Дешёвое кокетство тебе не к лицу. Тебе известно, что ты – прекрасный художник.

НИНА (немного обидевшись). А это не дешёвая лесть случайно?

КИРИЛЛ. Ничуть. Давай серьезно. (указывает на журнальный столик). По глоточку? (быстро наполняет бокалы)

НИНА. Нет уж, раз серьёзно, давай по чашечке.

КИРИЛЛ. Вижу, обиделась на «дешёвое кокетство», извини, был резок, признаю.

НИНА. Прощаю.

КИРИЛЛ. Отлично. Я не прав. Ты, действительно, уговорила себя, что «мажешь» для души, для украшения квартиры и т.д. Ты разумно выбрала основной стезёй филологию и замечательно преуспела. Живопись записала в хобби и крепко в это уверовала.

НИНА (неохотно соглашаясь), Похоже на правду.

КИРИЛЛ. А ты знаешь, что в мире существует огромное количество блестяще разработанных методик, и техник, по которым деляги могут раскрутить любую дурь. Они способны внушить публике, что какой-нибудь, (придумывает на ходу), ну, какой-нибудь, прости, унитаз в бусах – великое откровение, вершина творческой мысли, художественное прозрение такой недосягаемой высоты, что даже искушённому искусствоведу не понять, а простому человеку и подавно!

НИНА. Ты работаешь по методикам?

КИРИЛЛ. Можно и так сказать, но я не раскручиваю всякую дурь. Я занимаюсь настоящим искусством. И я с удовольствием займусь тобой.

НИНА. А меня никто не спрашивает?

КИРИЛЛ. Тебя уверяют, что ты должна согласиться. Спорим, не пройдёт и недели, как у тебя купят одну-две работы за хорошие деньги!

НИНА. Да ну!

КИРИЛЛ. Спорим!

НИНА. На что?

КИРИЛЛ. На гонорар от третьей (протягивает руку.)

НИНА (снисходительно). Давай уточним. Я так понимаю, если ты продаёшь за неделю три мои картины,  то за третью получаешь гонорар ты. А если не продаёшь, что получаю я?

КИРИЛЛ. Тоже гонорар за третью.

НИНА. Как это?

КИРИЛЛ. Очень просто, я её куплю себе.

НИНА (принимает его руку). Смешно. Спорим! Соглашаюсь только потому, что уверена, что за неделю ты и одной не продашь.

КИРИЛЛ. Поживем – увидим.

Жмут руки. Кирилл начинает потихоньку подтягивать Нину к себе в объятья.

НИНА. Чай стынет.

КИРИЛЛ. Да, и коньяк.

Усаживаются, принимаются за чай.

КИРИЛЛ. Давай, я сразу покажу тебе, которые я хочу забрать.

НИНА. Нет, дорогой, только не отсюда. Я их так долго подбирала для этой стенки.

КИРИЛЛ. Здрасте!

НИНА Я тебе другие покажу.

КИРИЛЛ. Давай!

НИНА. Кирилл, извини. Я, правда, устала. И мне завтра рано на работу.

КИРИЛЛ. Когда освобождаешься?

НИНА. Самое позднее часа в три.

КИРИЛЛ. Тогда отборочная комиссия в виде меня у тебя в четыре? Или тебя с работы встретить?

НИНА. Завтра?

КИРИЛЛ. Послушай, так не честно, время-то пошло! Ты что? Хочешь специально затянуть процесс, чтобы я проиграл в пух и прах?!

НИНА. Что-то меня настораживает!

КИРИЛЛ. Ты хочешь лечь спать или продолжим препираться?

НИНА. Ладно, иди (бредут в прихожую). Завтра в четыре у меня.

 

В прихожей, у двери, Кирилл быстро оборачивается, обнимает Нину и страстно и продолжительно целует у губы. Оторвавшись не без помощи Нины, открывает входную дверь со словами «всю жизнь об этом мечтал» и выскакивает из квартиры.

КИРИЛЛ (прикрывая дверь, в щель). I’ll be back! (захлопывает дверь)

НИНА Что это было?! Наглец! Спьяну, что ли? Или? Спать хочу невозможно!

 

Сбрасывает туфли, немного массирует голову, от чего взлохмачивается её причёска, плетётся в гостиную, на ходу расстёгивая платье.

НИНА. «I’ll be back!» «Back» он будет! О любви толковал, вроде, в шутку-нешутку. Поцелуй, однако, страстный. Будем считать спьяну. Ничего не соображаю – спать хочу! Не нравится мне. Напружинивает!

 

Раздаётся звонок во входную дверь.

НИНА (направляясь к двери, скороговоркой себе под нос). Кирилл! Что-то забыл? Или? Гоню от себя фантазии. Если второе – держись!

 

Воинственно распахивает дверь, в которую ураганом врывается Ольга, едва не сметая Нину на своём пути.

ОЛЬГА. У тебя???

НИНА. Что случилось?

 

Ольга влетает в гостиную, за ней семенит ошарашенная Нина.

 

 ОЛЬГА. Где? Взлохмаченная, босая, в расстёгнутом платье! Не отпирайся, он машину с шофёром отпустил! Я заметила её хвост!

НИНА. Он машину отпустил? Кирилл? Зачем? Где он?

ОЛЬГА. Понятно, в спальне!

НИНА. В спальне? Каким образом?

ОЛЬГА. Не морочь мне голову! Я уже здесь. Не отвертишься!

НИНА. Ольга, я устала за последние две недели и за сегодняшний день в частности!

ОЛЬГА. Не отвиливай!

НИНА. Ничего не понимаю! Голова тяжёлая. Ты что бузишь?

ОЛЬГА. Где он?

НИНА. Если ты про Кирилла, понятия не имею!

ОЛЬГА. Правда, что ли?

НИНА. Я минут пять тому назад закрыла за ним дверь!

ОЛЬГА. А что за вид?

НИНА. Послушай, поздно, ночь, хочу спать.

ОЛЬГА. Почему голова всклокочена, без туфель…

НИНА (перебивая). Я у себя дома, как хочу, так и хожу. Прекрати свои наезды! Объясни что происходит, но лучше завтра!      

 ОЛЬГА. Катастрофа! О, вы, гляжу, коньячок пили? (опрокидывает одну за другой наполненные Кириллом рюмки, наливает ещё и снова залпом выпивает, хлопается на диван и начинает рыдать, дальнейшая речь прерывается всхлипами, временами неразборчива) Было всё на мази. Сидел рядом со мной, танцевал со мной! На тебя позыркивал, но даже не приближался. Оставалось только запрячь его в провожатые и затащить к себе. Ушла всего-то на пять минут «попудрить носик» перед решительным броском. Разумеется, грим поправила, причёску. Возвращаюсь в полной боевой – его нет!!! Подумала, он тоже ушёл «попудрить носик». Жду. Потом глядь, и тебя нет. Ясно! Я – такси! (снова хватается за коньяк, наливает, пьёт) Как на зло, не едет целых пятнадцать минут, я на нервной почве чуть не бутылку чего-то выдула!

НИНА. Чувствуется! Галиматья какая-то! Тебе не хватит пить? Уже не разберёшь, что ты говоришь.

ОЛЬГА. Я в него с первого взгляда! Он – в тебя! Ты училась как сумасшедшая! Мы с ума сходили! Ты ничего не замечала, пока не появился твой! Замуж выскочила и снова учиться! Думала, сейчас родишь, уйдёшь в декрет. Ничуть не бывало!!! Бегает между двумя ВУЗами – он за тобой!

НИНА. Слушай, я с мысли сбилась. Хотя кое-что вроде проясняется. Давай завтра созвонимся и всё обговорим!

ОЛЬГА (снова залпом опрокидывает внушительную порцию коньяка). Нет! (снова наливает)

НИНА. Если хочешь, коньяк можешь взять с собой. Я такси вызову?!

ОЛЬГА. Я тут не ради коньяка! Я тебе что алкоголичка?

НИНА. Надеюсь, нет! Но этот коньяк тебе явно понравился.

ОЛЬГА (опрокидывает ещё рюмку и начинает пьяный наезд). А тебе что жалко?

НИНА. Ничуть.

ОЛЬГА. Ты про него только и говоришь!

НИНА. Про кого? Послушай, ещё глоток, и ты на ноги встать не сможешь!

ОЛЬГА. Вот ты опять про коньяк! С мысли меня сбить хочешь!

НИНА. С какой мысли?

ОЛЬГА. Смотри, выпиваю и встаю.

 

Ольга наливает и поглощает ещё одну за другой полные рюмки.

ОЛЬГА. Вот выпила и встаю, ухожу!!! (чуть приподымается, не устояв, падает на диван и мгновенно засыпает. Нина пугается, что Ольга потеряла сознание, бросается к ней).

НИНА. Оля! Ольга!!! Очнись!

 

В ответ раздается пьяный храп.

НИНА. Понятно. Ты ночуешь у меня. Сейчас бельё принесу.

 

Нина выходит в соседнюю комнату. Быстро возвращается с кипой белья и одеялом. Ловко перекатывая Ольгу, раскрывает диван, стеллит постель, снимает с Ольги туфли, расстёгивает что-то, расслабляет, чтобы той было легче спать.

НИНА. Похоже, завтра я на работу не иду. Придётся позвонить, сказаться больной. Да, позвонить! (Набирает номер) Кирилл, извини, разбудила?

ГОЛОС КИРИЛЛА. Я даже не ложился.

НИНА. Слава Богу! Короче, у меня тут Ольга заночевала.

ГОЛОС КИРИЛЛА. На её месте должен был быть я!

НИНА. Мне не до шуток. Я хочу попросить тебя прийти завтра часов в десять. Можешь?

ГОЛОС КИРИЛЛА. Да хоть сейчас. А твоя работа?

НИНА. Как-нибудь без меня обойдётся. А с Ольгой могут завтра быть проблемы. Она сильно напилась, неизвестно, сколько проспит и в каком состоянии проснётся. А мне некому помочь. Падаю от усталости. Утром разберёмся.

ГОЛОС КИРИЛЛА. Да я только за!

НИНА. Тогда пока.

ГОЛОС КИРИЛЛА. Целую.

 

КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

  

Нина выходит из спальни полностью одетая и прибранная, заканчивает разговор по телефону, смотрит на Ольгу, которая спит без задних ног.

НИНА. Да, мне тоже крайне жаль, что не удалось перед отпуском со всеми лично попрощаться. До сентября. Т.е., разумеется, до 29 августа. Спасибо, спасибо. И вам тоже. Да. Да. Да (отключается, с тоской смотрит на Ольгу, поправляет ей одеяло).

 

Звонок в дверь. Нина глядит на часы. Направляется к входной двери, смотрит в глазок. Открывает.

НИНА. Господи! Ты уже здесь! Ещё девяти нет!

КИРИЛЛ. Сегодня в два открытие твоей персональной выставки у меня в галерее. Дел невпроворот, промедление – смерти подобно!!!

НИНА. Сегодня в два? Кто придёт? Я не успею никому сообщить!

           

Кирилл быстро проходит в гостиную, Нина за ним.

КИРИЛЛ. Давай-ка, показывай, свои запасники? Не волнуйся, люди будут, причём, нужные люди! Я полночи рассылал приглашения самым азартным коллекционерам и их агентам, на сегодняшнее закрытое открытие, только для любимых и избранных, намекал на то, что даю им шанс выбрать лучшее. Применил ещё несколько незамысловатых приёмчиков, которые, тем ни менее, безотказно работают (глядя на Ольгу). Зрелище не для слабонервных! Это она столько коньяка выдула. Мы ведь и не притронулись…

НИНА. Неужели, ты думаешь, что я ей помогала?

КИРИЛЛ. Судя по твоему свежему виду трудно такое допустить. Так куда прикажешь?

НИНА (указывая на дверь). Тебе повезло. Экспонаты уже запакованы.

КИРИЛЛ. Как это?

НИНА. Я их приготовила к отправке на родительскую дачу в следующую субботу. К твоему приходу намеривалась распаковать, но ты опередил событие. Учитывая цейтнот, предлагаю незамедлительно приступить к транспортировке.

КИРИЛЛ (шутя). Коварная, ты, должно быть, нарочно напаковала там такое, что заведомо не продастся?

НИНА. Штуки четыре ещё открытые стоят, иди, взгляни, да и давай переносить в машину.

 

Нина и Кирилл скрываются за дверью. Через несколько секунд Ольга садится на диване с криками: «Пить!!! Пить!!!» Едва приоткрыв глаза и ничего не соображая, хватает бутылку коньяка, залпом заглатывает его прямо из горлышка. После короткой бездыханной паузы падает обратно в постель, не выпуская из рук бутылку. Нина выскакивает из соседней комнаты со словами: «Бегу, бегу, сейчас, сейчас!» За ней вылетает Кмрилл.

НИНА. Боже!!! Она хватила ещё коньяка!

КИРИЛЛ. Похоже на то. Думается, она очень скоро опять воспрянет с теми же криками, так что целесообразно, убрать от неё подальше коньяк, а поближе поместить воды.

НИНА. Я сейчас.

Выбегает и мгновенно возвращается со стаканом воды.

КИРИЛЛ. О! Чудо моё, гляжу, у тебя совсем нет опыта ухода за перепившими людьми!

НИНА. Бог миловал!

КИРИЛЛ. Стакан-то поставь, но принеси ещё и бутылку, если имеется, лучше минеральной воды.

 

Нина бежит на кухню. Стремительно возвращается с двумя бутылками минеральной воды.

КИРИЛЛ. Дай-ка я их открою, а то, ей будет не сообразить, да и не под силу.

НИНА. Зато у тебя, похоже, большой опыт ухода за пьяными.

КИРИЛЛ. Я был моряком дальнего плаванья. Однако не позволим Ольге сорвать твой вернисаж. Я рискну, заберу всё, что у тебя запаковано и не запаковано, но ты должна поехать со мной, помочь сделать экспозицию.

НИНА. А Ольга?

КИРИЛЛ. Она – не маленькая. Воду ты ей поставила. Дальше она справится. Минутку. (набирает номер). Олег, как там с фуршетом? Отлично! (снова набирает) Костя поднимайся, помоги.

НИНА. Какой ещё фуршет?  Нет, а  Ольга?

КИРИЛЛ. Ты хочешь прихватить её с собой? Давай так. Ты поможешь нам загрузить картины в машину и возвращайся. Но только мы разгрузимся, я отправлю Костю за тобой. А пока, как знаешь, приводи Ольгу в чувства. Договорились? Вперёд!!! Назад у нас дороги нет! Ты ведь не хочешь опозориться? Люди придут!

 

Нина и Кирилл берут запакованные картины, выносят за входную дверь, возвращаются снова, опять берут пакеты, уходят. Толи от хлопнувшей двери, толи по другой причине Ольга снова приходит в себя, садится и начинает жадно пить из стакана, потом прямо из бутылки. Поливает себе на лицо. Осматривается. Не очень понимает, где она и что с ней. Делает попытки встать, опять пьет, наконец, ей удается, она хаотично, медленно и с трудом продвигается по комнате, круша, опрокидывая и сметая всё на своем пути. Останавливается посреди комнаты, озираясь. В квартиру возвращается Нина.

НИНА (уже из-за двери слышит грохот падающих стульев, входит). О, Боже!!! Что там слоны завелись (видит Ольгу.) Оля! Ты куда? Полежала бы?! А понятно!

 

Быстро препровождает Ольгу по назначению. Остаётся снаружи.

НИНА. Оленька, ты понимаешь, у меня сегодня открытие выставки. Ты, может, там под душик встанешь? А? Попробуй хорошенько личико умыть! Тебе помочь?

 

В ответ слышно лишь невразумительное мычание.

НИНА. Как ты думаешь, если я такси вызову, ты сможешь домой доехать.

 

Вместо ответа появляется Ольга и неверным шагом направляется к дивану.

НИНА. Оленька, я тебе помогу, только скажи, что сделать. Ты меня слышишь?

 

Ольга, молча, пьет.

НИНА. Чем помочь?

ОЛЬГА (неразборчиво). Со мной такое в первый раз, не знаю. Я вообще где?

НИНА. У меня. Домой хочешь?

 

Ольга, молча, плюхается на диван и отключается.

НИНА. Понятно. Ну, поспи, поспи.

 

Нина поднимает стулья, ставит всё на место. Раздается телефонный звонок.

НИНА. Да, слушаю!

ГОЛОС В ТРУБКЕ. Нина Петровна, это водитель Костя. Я возвращаюсь за вами, когда вы сможете спуститься? Кирилл Борисович просил вас быть поскорее. Нужна ваша помощь.

НИНА (поколебавшись) Ладно, сейчас. Только вы мне скажите, сколько может проспать пьяный?

КОСТЯ (голос в трубке) Да хоть сутки!

 НИНА. Было бы неплохо. Иду! (даёт отбой) Оленька, Оленька, ты меня слышишь? Ясно. Тогда спи подольше, до моего прихода. Оля! Горе моё!

 

Нина выходит из квартиры.

Затемнение.

КАРТИНА ВТОРАЯ

    

Весёлые и возбуждённые в квартиру входят Нина и Кирилл.

КИРИЛЛ. А? Как? Что я тебе говорил?

НИНА. Да-а-а! Ты хитрый! Картина, которою ты продал третьей, оказалась самой дорогой! Нарочно подстроил?

КИРИЛЛ. А ты, как я погляжу, жадна!

НИНА. Закон природы. Лишь только у человека появляются деньги, ему их становится мало. Чем больше денег, тем больше хочется.

КИРИЛЛ. Есть такое. Заболевают люди, как известно, держат их в погребах в бочках и коробках, а зачем им деньги, сами не знают. Нездоровые люди. Нет, если ты серьёзно, я готов всю выручку тебе отдать.

НИНА. Помилуй, Кирилл, я просто тебя поддразниваю (зависает неловкая пауза). Жаль муж в отъезде. Он бы был в восторге.

КИРИЛЛ. Поверишь ли, мне как-то всё равно. В гостиную-то на пять минут пригласишь?

НИНА. Проходи, пожалуйста.

 

Кирилл проходит. В руках у него, откуда ни возьмись, появляется бутылка шампанского.

НИНА. Кирилл, ты невозможен!

КИРИЛЛ. Только не говори, что за твой успех мы будем пить чай.

НИНА. Мы, вроде, отмечали на фуршете.

КИРИЛЛ. Никогда не пью на работе, особенно, во время работы. Я только бокалами размахивал и чокался.

НИНА. Ты стал говорить загадками, как Ольга.

КИРИЛЛ. Не прикидывайся. Ты всё поняла.

НИНА. Сегодня я тебе ни в чём не могу отказать.

КИРИЛЛ. О! Разговор принимает интересный оборот!!!

НИНА. В пределах разумного.

КИРИЛЛ. Хотелось бы верить, что мы мыслим единообразно.

НИНА. Как знать, как знать. Ладно, наливай!

 Кирилл откупоривает шампанское.

КИРИЛЛ. За успешное начало?!

НИНА. Надо признать, это начало превзошло все мои самые дерзкие мечты, вернее, я ни о чём подобном и не грезила! Никогда! И в мыслях не было.

КИРИЛЛ. То ли ещё будет!

НИНА. Ты думаешь, ещё что-нибудь купят!

КИРИЛЛ. У-у-у! Бессребреница моя, смотрю, ты вошла во вкус!

НИНА. Жаль муж в отъезде!

КИРИЛЛ. Скажи, долго нам ещё наслаждаться вне его общества?     

НИНА. С ним что-то небывалое творится. Обычно, звонит по нескольку раз в день, а с позавчерашнего дня перешёл на СМСки. Я звоню – телефон заблокирован. Готовит какой-то сюрприз!

КИРИЛЛ. Так, когда он возвращается?

НИНА. Послезавтра.

КИРИЛЛ. Тфу!!! И что ему у родителей не сидится?!

НИНА. Мы в первый раз так надолго расстались!

КИРИЛЛ. Насколько?

НИНА. Почти на три недели. Ну, на две с небольшим.

КИРИЛЛ. Сумасшедший дом! Нет, после таких заявлений мне шампанского мало. Надо хватить коньяка.

 

Поворачивается в поисках бутылки.

КИРИЛЛ. Гляди-ка, Ольга почти всё выдула!!! Как она ещё жива?! Там было полтора литра! Подарочная!

НИНА. Хотелось бы, чтобы она пришла в себя до возвращения мужа. Есть шанс?

КИРИЛЛ. До послезавтра, наверное, есть.

НИНА. Послушай, что там за шуршание в прихожей?

КИРИЛЛ. Какая разница! Давай ещё по чуть-чуть!

НИНА. Пожалуй! Шампанское изумительное!

КИРИЛЛ. Всё для вас, мадам!

НИНА. Ты знаешь, кто-то скребётся к нам во входную дверь.

КИРИЛЛ. «К нам» – звучит романтично!

НИНА. Я не шучу, прислушайся.

КИРИЛЛ. Если бы это был Костя, он бы позвонил.

НИНА. А Костя-то с чего бы явился.

КИРИЛЛ. Да я тут исподтишка, сбросил ему СМС-ку, попросил подвести новую бутылочку.

НИНА. Ясно. Ты решил повторить подвиг Ольги. И разлечься у меня до послезавтра.

КИРИЛЛ. Я был бы не прочь, но завтра у нас официальное открытие. И у меня должна быть трезвая голова для работы. Кроме того, сегодня ещё предстоит подправить экспозицию. А и правда, кто-то скребёт твою дверь. Сейчас шугану.

НИНА. Постой, постой, я сначала в глазок посмотрю. Вдруг там соседи что-нибудь затеяли. А из моей квартиры выскочит чужой мужик.

КИ. Боишься подмочить репутацию!

НИНА. Да ну тебя! Стой здесь!

 

Нина стремительно выходит в прихожую, там тихонечко поднимается на цыпочки и бесшумно крадётся к двери, аккуратно приникает к газку, вдруг отдергивается, как ошпаренная, несколько секунд недоумённо моргает и крутит головой, потом снова смотрит в глазок и снова отскакивает, зажимает себе рот и крадется в гостиную с выражением ужаса и смятения на лице.

КИРИЛЛ. Что случилось? Что ты?

 

Нина онемев, крутит головой. Кирилл намеревается броситься к двери, она его удерживает.

КИРИЛЛ. Нина, у тебя такой вид, будто ты труп увидела.

НИНА. Хуже!

КИРИЛЛ. Мышь, что ли? Вы девчонки их смертельно боитесь!

НИНА. Ещё хуже!

КИРИЛЛ. Крысу?

НИНА. Если бы!

КИРИЛЛ. Пусти, я разберусь!

НИНА. Нет, стой, у меня зреет идея!

КИРИЛЛ. Это обнадёживает. Теперь, когда к тебе вернулось сознание, и даже заработала мысль, можешь мне членораздельно описать, что ужасного ты там увидела?

 

Нина кивает.

КИРИЛЛ. Тогда, будь добра, объясни, ради чего мы приостановили празднование твоего триумфа. И какое явление привело тебя в такой шок, что у тебя начали зреть мысли так медленно.

НИНА. Ещё секунду и план будет готов!

КИРИЛЛ. А там продолжают ковырять. Что это, кто это???

НИНА. Так всё!

КИРИЛЛ. На пороге Бармалей?

НИНА. Перестань, Кира, мне не до смеха! Там мой муж!!!

КИРИЛЛ. И что тебя привело в смятение? Мы одеты, мирно пьём шампанское. Даже не целуемся. Вон, Ольга спит… Постой, почему он не входит?

НИНА. Не может попасть ключом в дверную скважину!

КИРИЛЛ. ??? Могу предположить лишь одно…

НИНА. Именно! Он абсолютно пьян, почти как Ольга. Не понимаю только, как он до нашей двери добрался?

КИРИЛЛ. Думаю, могу догадаться, какой план вызрел у тебя в голове. Впустить его, наконец, в дом! Пока соседи не увидели! Я угадал?

НИНА. Да!

КИРИЛЛ. Ничего оригинальнее не придумал бы никто!!!

НИНА. Но дальше…

КИРИЛЛ. Погоди, погоди, дай мне ещё шанс, сейчас я, кажется, опять угадаю! Дальше мы общими усилиями потащим его в комнату?

 НИНА. Да!

КИРИЛЛ. Верх изобретательности! Приступим что ли, а то мне скоро в галерею.

НИНА. Нет, погоди, дай договорить?

КИРИЛЛ. Неужели, ты хочешь, чтобы я вылез через окно и спустился по трубе?

НИНА. Прекрати перебивать! Пожалуйста!

КИРИЛЛ. Нет, ну у тебя и окруженице! Подруга – алкоголичка! Муж – алкоголик!

НИНА. Ладно издеваться. Они оба первый раз в жизни.

КИРИЛЛ. Первый раз и сразу до беспамятства! Может, уж втащим нашего мужа? Не знаю, как тебе, а мне слегка жаль мужика.

НИНА. Да, только действовать по моей команде. Главное, сразу сдернуть с него очки. Я хочу, чтобы он меня не узнал.

КИРИЛЛ. Ты бороду приклеить собираешься?

НИНА. Нет, я немного изменила причёску. Без очков он плохо видит…

КИРИЛЛ. Настолько, что не узнает свою жену, с которой прожил…

НИНА. Он пьян. Дальше говорить и действовать буду я. Ты только помогай и поддакивай, да и ещё ты должен допоить его до полного бесчувствия.

КИРИЛЛ (шутя.) А ты жестока!

НИНА. Просто я хочу задать ему такую встряску, которую он запомнит, надеюсь, на всю жизнь. И больше я его в таком виде никогда не увижу. А то, как говорится: лиха беда  начало! Пошли!!!

 

Направляются в прихожую. Нина резко открывает входную дверь. Саша вваливается в прихожую, с него слетают очки, которые Нина быстро поднимает и прячет в карман. Кирилл и Нина втаскивают Сашу в прихожую. Нина печально глядит, как муж с трудом, но успешно поднимается на ноги. Дверь ещё не захлопнулась.

КИРИЛЛ (глядя в полуоткрытую дверь). А вот и Костя с бутылочкой, прям, одно к одному (протягивает руку, получает бутылку, говорит в сторону лестничной клетки). Спасибо, Костя. Не уезжай, я, наверное, скоро выйду. 

 

Кирилл ловко, приводит Сашу, опять начавшего оседать, в вертикальное положение, на всякий случай, припирает к стенке.

САША (заплетающимся языком, но пытаясь держаться, будто ни в чём небывало и так на протяжении всей картины). Здравствуйте, господа! Простите, а Нина? Я туда попал?

КИРИЛЛ. Ну, этого мы не знаем. Извините, резко открыли дверь.

САША (едва выговаривая звуки, но в самых изысканных выражениях). Простите, это квартира Горских?

НИНА. А вы, собственно, к кому?

САША. Разрешите представиться! Глава здешнего семейства – Александр Горский! А Нина? Однако, давайте продолжим знакомство. Простите великодушно, если мы уже знакомы, я немного не в форме, к тому же потерял очки.

НИНА. Я Нинина старая подруга.

САША.  «Старая»?! Не клевещите на себя, я не дал бы вам больше двадцати!

НИНА. Потому что вы без очков. И то слишком! Некогда мы с вами были знакомы. А это её однокурсник Кирилл Васильев!

САША. Кирилл, очень приятно.

КИРИЛЛ. Взаимно.

САША (обращаясь к Нине). Простите, мадам, не расслышал ваше имя!

НИНА. Надежда, Надя!

САША. Знаете, Наденька, а вы чем-то напоминаете мою жену.

НИНА. А вы не замечали, что подруги часто похожи?

САША. Пожалуй. А где Нина?

НИНА. Мы к ней нагрянули неожиданно. Она попросила нас располагаться и ускользнула.

САША, Ускользнула?

 НИНА. Сказала на минутку.

КИРИЛЛ. Боюсь, за угощением. И совершенно не стоило. Всё необходимое у нас с собой! (показывает бутылку)

НИНА. Мы собственно забежали поздравить её с открытием.

КИРИЛЛ. И по глоточку выпить за её успех…

САША. Она сделала открытие? В литературоведении? Да что мы в прихожей! Прошу вас.

 

Нина, пользуясь тем, что Саша еле плетётся, забегает немного вперёд, накидывает на диван, где спит Ольга, покрывало, чтобы ту было не так заметно, показывает Кириллу, как развернуть Сашу.

САША (его подводят к обеденному столу). О, глядите, рюмки на столе.  

НИНА. Одной не хватает, я знаю, где у вас рюмки, принесу.

 

Убегая, показывает Кириллу, чтобы тот приступил к спаиванию.

КИРИЛЛ (наполняет рюмки, себе чуть-чуть, Саше – полную). Начнём, пока дамы не подтянулись.

САША. Пожалуй! За знакомство!

КИРИЛЛ. За встречу! В студенческие годы мы были знакомы.

САША. Простите. За встречу!

КИРИЛЛ. До дна!

САША (заплетающимся языком). Ах, эти неожиданные встречи!!! Я приехал раньше, и знаете почему?

КИРИЛЛ. Неужели проверить жену?

САША. Как можно?!

КИРИЛЛ. Да, она невероятно верна, к сожалению.

САША (пропускает мимо ушей). Так вот встреча!

КИРИЛЛ (не без надежды). Женщина?

САША. Не угадали! Старый друг! Столкнулись буквально. Стали извиняться, а на нас эти б..б ба… нет, бэдж… короче значки с именами прикреплены. Вечером он мне звонит…

КИРИЛЛ. Захватывающе.

САША. Да! Совратил меня ехать с ним на поезде. Взяли купе – на двоих, чтобы никто не мешал наговориться. А вообще, я не пью.

КИРИЛЛ. Сразу видно.

САША. А ему…

НИНА. Кому?

САША. Другу! Родственники всегда дают две пятилитровые канистры!

КИРИЛЛ. Канистры? Зачем?

САША. С чачей собственного изготовления… А меня родители снабдили таким количеством еды!

КИРИЛЛ. Дальше всё ясно!

САША. Не одобряете?

НИНА (слушавшая в сторонке, подключается).  Вы устали с дороги, вам бы прилечь.

САША. Когда гости в доме?

НИНА. Мы уже уходим. Вам обязательно нужно хорошенько выспаться завтра у Нины второе открытие.

САША. Второе подряд открытие? В литературоведении? Запланированное? У меня что-то с головой!

КИРИЛЛ. Однако мы выпили без дамы (наполняет рюмки). За успешное второе открытие!

 

Саша пьёт, совсем обмякает и начинает клониться на бок, засыпая

КИРИЛЛ. Клиент созрел.

НИНА. Тащим на диван.

КИРИЛЛ. Там же Ольга!

НИНА. Так надо!

КИРИЛЛ. Воля ваша, хозяйка.

 

Тащат Сашу к дивану, он едва перебирает ногами. Практически без сознания.

НИНА (Кириллу). Пока он вертикально, надо брюки снять. Держи (проделывает необходимые операции). Сажай.

 

Саша заваливается. Нина снимает ботинки, закидывает ему ноги, покрывает одеялом. Он  в отключке. Немного подумав, расстёгивает ему рубашку, потом шебаршит под одеялом несколько ниже талии.

КИРИЛЛ (наблюдая). Стесняюсь спросить: ты делаешь то, что я подумал, когда он лежит рядом с твоей подругой?

НИНА. Если я бью, то бью наотмашь!

КИРИЛЛ. В тебе воистину заложен великий потенциал.

НИНА. Я в ярости.

КИРИЛЛ. А я в оторопи. Ты же, ради мести, не позволишь им …

НИНА. Разумеется, нет!

КИРИЛЛ. Жаль, а то мы могли бы потом отомстить!

НИНА. Фу!!! Не говори пошлости!!!

КИРИЛЛ. Пардон, пардон!

 

Некоторое время смотрят на неприглядную картину на диване.

НИНА (указывает на диван). А ведь здесь лежит твоё и моё счастье.

КИРИЛЛ. Твоё сомнительное и очень пьяное счастье, может, здесь и лежит, а своего я на диване не вижу. Моё рядом со мной стоит, но мне, похоже, до него никогда не дотянуться.

НИНА. Я посоветовала бы тебе повнимательнее посмотреть на диван!

КИРИЛЛ. Твой муж – далеко не мое счастье, скорее наоборот.

НИНА. Прекрати, ты знаешь, о ком и о чем я. Она тебя сто лет любит, добивается твоего внимания, расположения, как может, как умеет.

КИРИЛЛ. Правда, что ли?

НИНА. Не дурачься, Кирилл, не говори, что ничего не замечал!

КИРИЛЛ. Ну, временами возникали подозрения. Но вообще-то мы – дружбаны!

НИНА. Выброси меня из головы и вбрось туда Ольгу.

КИРИЛЛ. Если бы это было так просто…

НИНА. Для начала позволь ей быть рядом, и всё срастётся. Попробуй! Она замечательная!

 

Раздаётся Сашин храп такой силы, что Нина и Кирилл вздрагивают, а Ольга подскакивает. Она не до конца пришла в себя.

ОЛЬГА. Что? Что случилось?

НИНА. Это тебя нужно спросить!

ОЛЬГА. Что?

НИНА. Мы с Кириллом только что вошли и недоумеваем…

ОЛЬГА (перебивает.) Кирилл, это недоразумение, не смотри на меня, я перепила…

КИРИЛЛ. С кем не бывает…

НИНА. А вот как ты мужа моего напоила и затащила в постель…

ОЛЬГА. Что?!!! (только тут она опускает глаза и замечает Сашу) Мама!!!! Как? Кирилл, я тут не.., он сам, т.е. ничего такого я не помню!

НИНА. Ты мне объясни! Причём тут Кирилл?

КИРИЛЛ. Ну, девочки, мне пора. Костя ждёт, дел много. Не прощаюсь. На созвоне…

 

Быстро уходит.

НИНА (вдогонку). Пока.

ОЛЬГА. Да мы не, да он одет (приподымает одеяло и едва не лишается чувтв) Мама!!! (в полном отчаянье и панике) Ужас! Нина!!!

 НИНА. Оленька, дорогая, расслабься, всё в порядке, ты не причём, я знаю. Ничего не было.

ОЛЬГА (совершенно трезвея, на гране нервного срыва). Кирилл!!! Издеваешься, шутишь или правда? Я сейчас умру… А Кирилл?!!!

НИНА. Ни-ни-ни ни в коем случае!!! Всё в порядке! Ты же видишь, я совершенно спокойна.  Но это тебе наука! Не будешь напиваться!

ОЛЬГА. А он?

НИНА. Он тут не по твоей вине и, надеюсь, что после того, что мы с тобой сейчас с ним проделаем, тоже больше напиваться не будет.

ОЛЬГА. А Кирилл?!!!

НИНА. Он тебя простит. Шучу. Он тоже знает, что ты не причём, если это тебя волнует. Ну, как? Ты соображаешь? Действовать можешь? Протрезвела?

ОЛЬГА. Возможно. А что нужно делать?

НИНА. Лечь и прикинуться, что ты мирно спишь.

ОЛЬГА. С ним?

НИНА. С ним. Что бы ни происходило, твоя задача ничему не удивляться и изображать из себя его любовницу. Не переигрывай, не говори без надобности, остальное я беру на себя. Идёт?

ОЛЬГА (обречённо). Идет. Кирилл!!! (стонет)

НИНА. Оленька, послушай, давай, сейчас отыграем нашу сцену, потом я отправлю тебя на такси домой, и ты ещё успеешь привести себя в порядок и прийти ко мне на открытие.

ОЛЬГА. И что?

НИНА. Мы тут с Кириллом перемолвились.

ОЛЬГА (обречённо). Обо мне?

НИНА. Именно. Он тебя всегда держал за «дружбана» и ни на что не надеялся. Теперь, если ты не перестараешься, всё может измениться.

ОЛЬГА. Ты меня успокаиваешь, выдумала?

НИНА. Нет, был такой разговор.

ОЛЬГА (во весь голос). Правда!!! Боже!!! Не может быть!!!

НИНА. Повторяю, если не перегнёшь палку! А ты уже безумствовать начинаешь!

ОЛЬГА (опять кричит, что есть мочи). Неужели, дождалась?!!! Нина, спасибо! Спасибо!!!

От криков просыпается Саша и садится. Абсолютно ничего не понимает.

НИНА (Ольге) Ну вот! Тцссс! (подходит к Саше, отпускает ему лёгкую пощёчину снова быстро отходит) Приглашал меня, дал ключи! Прихожу – он с другой!!!

ОЛЬГА (шлёпает его по другой щеке) Бабник!!! Мне клялся в вечной любви!!!

Нина делает исподтишка Ольге одобрительные знаки. Саша в оторопи переводит взгляд с одной на другую. Он в полной прострации.

 САША (после недоуменной паузы). Кошмар! Бред! Да, бред!!! Я сплю! Я сплю!!! (откидывается и засыпает, храпит)

НИНА. Чуть не сорвала операцию своими криками! Однако сымпровизировали отлично. Ладно, возвращаемся к моему сценарию. Ты спишь с любовником, прихожу я – его жена. Входи в образ, я сейчас.

 

Скрывается в соседней комнате, быстро возвращается в виде, в котором она появляется впервой сцене, с той разницей, что её прекрасная новая причёска скрыта под несуразной шапочкой.

НИНА (Ольге) Готова? Начали! (подходит к Саше и отвешивает ему теперь уже увесистые пощечины, он подскакивает)

САША. А? Что? Что происходит?

НИНА. Ты меня спрашиваешь? (указывает на Ольгу, которая делает вид, что просыпается)

САША (трезвея). Кто это, что происходит?

НИНА. Отлично, я тебе объясню, коли ты настаиваешь!

САША. Я не, я…

НИНА. Итак, я – твоя жена возвращаюсь домой, мне навстречу из нашей квартиры выскакивает какая-то фурия с криком: «он – потаскун»!

САША. Это был не сон? Ничего не понимаю!!!

НИНА. Я вхожу и вижу, что ты привёл в дом чужую женщину и развратничаешь с ней прямо в нашей гостиной!

САША. Нет!!! Нет!!! Ничего такого не было!

ОЛЬГА. Мы просто выпили с ним и уснули!

НИНА. Так ты ещё и напился до беспамятства?!!!

САША. Напился, это единственное что могу признать! Остальное – недоразумение. Ничего не было!

НИНА. То есть ты хочешь, чтобы я не верила своим глазам, а верила твоим словам?

САША. Да! Пока не могу найти объяснения, но мы разберёмся! Умоляю! Ты же видишь. Она одета, почти. Я вот в рубашке и в (заглядывает под одеяло). Ой!! (откидывается на подушку и замирает)

ОЛЬГА. Он в обмороке, по-моему.

НИНА. Быстро вставай, одевайся – и домой!!! Сможешь? С ним я разберусь! Запомнит он у меня! А у тебя, возможно, завтра начнётся новая жизнь!

Ольга мгновенно подскакивает, застёгивается, заправляется, влезает в туфли, бросается с объятьями к Нине.

ОЛЬГА. Нинуля! Я так тебе благодарна!

НИНА. Вот уж совсем не за что! И помни без горячности, не спугни своё счастье! Приводи себя в наилучший вид. Времени немного! И ко мне на открытие! Беги!

Ольга подхватывает сумочку и выбегает.

НИНА (подходит к мужу, надевает ему на нос очки) Теперь с тобой будем разбираться!

Затемнение

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

 

Квартира Горских. Открывается входная дверь. Радостные и возбуждённые входят Нина, Кирилл, Ольга, чуть с задержкой Саша.

НИНА (со смехом). Господи! Я никогда и не догадывалась, что я такой великий художник!

ОЛЬГА. Лучший художник современности! От себя добавлю гениальная подруга!

КИРИЛЛ. Блестящая женщина!

САША. Ну-ну, Кирилл, полегче, полегче! (оттесняет Кирилла от жены) Ты, Кирилл, действительно, гениальный галерист! Но к моей гениальной жене прошу не подкатывать!!!

НИНА. Как тебе удалось так всем голову заморочить?

КИРИЛЛ. Опыт. В твоём случае это было совсем не сложно. Даже заморачивать не нужно, только усилить впечатление, даже не так, и усиливать не требуется, просто подтолкнуть к пониманию. А в плане продаж чуть нажать на захватливость. Если не возражаешь, я бы и в заграничных своих салонах тебя показал?

САША. Разумеется, мы согласны!

НИНА. Это какие там пьяницы голос возвышают?!

САША. Нина, ну что мне теперь до скончания века на коленях стоять? Не позорь меня перед друзьями, ради Бога!

НИНА. Тебе повезло, что ты мало что помнишь!

КИРИЛЛ. Так как?

НИНА. Спасибо! Почему бы и нет?!

КИРИЛЛ. Только придётся твою стену попортит. За два дня шесть картин ушло. И ещё уйдут…

НИНА. Нет, нет… Я к этой стене слишком привязана.

САША. Я предлагаю тебе уйти с работы полностью посвятит себя живописи!

КИРИЛЛ. Да вы, я смотрю – семья хапуг!

НИНА. Ты предлагаешь мне писать на продажу? Разочаровал! Уже второй день подряд подрываешь свой авторитет!

САША. Да ну! Я пошутил!

НИНА. Надеюсь. Я писала для души, для себя, для родителей, для красоты… Думаешь на продажу так получится?

САША. Я всё понимаю, детка, неудачная шутка, признаю!

В это время тихо ускользнувшая в кухню Ольга входит в гостиную с большим подносом с закусками, бокалами и напитками.

ОЛЬГА (ставя поднос на стол). Хваит дискуссий и деловых разговоров, давайте праздновать.

Все охотно собираются вокруг стола со словами: «Вот это дело! Действительно!!! С победой! С успехом!!!» Пробка от шампанского летит в потолок.

 

КОНЕЦ

Комментарии закрыты.