СТРАСТИ В ПУТИ

                                            Бобров

                           Константин     Николаевич

                                                                                                         Юность жаждет ускорений,

                                                                                                         Зрелость в дрязгах и делах.

                                                                                                         Старость хочет повторений.

                                                                                                         Все сокроется в веках…

                       

                     «Страсти в пути»

                                          /пьеса/

                               Действующие лица

Николай – рабочий, 40 лет  

Анатолий – рабочий,40 лет              1ое купе

Юрий Семенович Гуляевский – руководитель театра, 50 лет

Светлана, его жена – бывшая актриса, 40 лет                           2ое купе

Василий – рабочий, 25 лет

Владимир – рабочий, 30 лет             3 е купе

Анна Марковна – нестареющая актриса, 60 лет

Андрей – актер-неудачник, 40 лет                                             4ое купе

Яков Ашотович – угасающая кинозвезда, 60 лет

Виолетта – гетера, 30 лет                                                            5ое купе

Галина – бой-баба, 30 лет

Варвара – мать-одиночка, 25 лет     6ое купе

Евгений – актер и автор-исполнитель, 45 лет

Ирина – актриса, 38 лет                                                               7ое купе

Эдгар Васильевич Курилов – режиссер, продюсер, 50 лет

Мария, его жена – театровед, 40 лет                                          8ое купе

Олег Черкасов – студент, 20 лет

Ольга, его подруга – студентка, 20 лет                                      9ое купе

Люся – проводница, 35 лет

Валя – проводница, 25 лет 

Действие происходит в вагоне поезда  С.Петербург-Москва осенью 1994 года

Сцена 1

 

Из динамиков раздается объявление: С первого пути отправляется поезд Санкт-

Петербург-Москва.

В вагоне поезда пассажиры с дорожными сумками занимают свои места. Возле

служебного купе стоят две проводницы.

В а л я.  Разношерстная публика сегодня. Кто от искусства, кто от сохи.

Л ю с я.  Тем лучше, золотая середина.

В а л я.  Устраивалась сюда и думала, что приметит кто-нибудь из числа

избранных. Как никак маршрут между двух столиц. Нет, нет и нет!

Ни одного комплимента. Словно я уродина, ни лица и ни тела.

Л ю с я.  Ну, что ты подруга. Просто нашего сословия они страшатся.

Мараться не хотят.

В а л я.  Это я уже поняла. А тогда, у себя в деревне, откуда мне было

знать, что все люди настолько разные и ох как неравны.

Л ю с я.  Времена, когда было все кругом колхозное, все вокруг мое,

давно прошли. Девушка, вы святая наивность.

В а л я.  И не говори. С детских лет была влюблена в актера, покорителя женских сердец, Якова Ваганяна. Какой мужчина! Спала и видела его светлый образ. Сегодня воочию лицезрею. С ума сойти можно. Сухой, морщинистый, да еще и рябой. Зато на экране само совершенство! Лучше

бы его не видеть. Светлый образ рушится на глазах.

Л ю с я.  Со мной и вовсе курьез вышел. Сразу после медового месяца

среди пассажиров оказался один известный. Я обомлела. Мечта моей

жизни! Будьте добры, говорю я краснея и протягиваю авторучку, мне

бы автограф. На чем писать? – спрашивает он. Как назло ни клочка 

бумаги под рукой. Да хоть на груди! Пожалуйста. – согласился он

и написал «Смелой девушке с красивым бюстом!» Приехав домой,

сразу мужу рассказывать да показывать. «Слава Богу, что еще под

него не легла!» - ответил муж и залепил мне такую пощечину, что я

вмиг повзрослела. Теперь ко всем знаменитостям равнодушна. Краше

моего Петеньки на всем свете нет!

В а л я.  Теперь и у меня также.

Сцена 2

    купе 6

В купе находятся Галина и Владимир. Они за столом друг против друга.

На ней махровый халат, он же в черных брюках и белой рубашке. Галина лузгает

семечки и пытается разгадать кроссворд. Владимир из пакета поедает арахис и

листает автомобильный журнал.                                                                                       

В л а д и м и р.  Галя!

Г а л и н а.  Ась. Что случилось?

В л а д и м и р.  Фамилия Бандера, распространена у тебя на родине?

Г а л и н а.  Нет. Разве что в западной Украине. Вообще-то это

национальность.

В л а д и м и р.  Вот те раз! Сторонников Степана Бандеры уже к

народности причисляют. Вот это новость!

Г а л и н а.  Вовка, отчипись!  В следующий раз спрашивай себя

и сам отвечай. А меня нечего пытать.

В л а д и м и р.  Задал простой вопрос, а в ответ сплошной негатив.

Г а л и н а.  Так не спрашивай. Все равно ума нету.

В л а д и м и р.  Деньги есть, купи.

Г а л и н а.  И грошей нема.

В л а д и м и р.  И что в тебе брат нашел?

Г а л и н а.  Может я и дура, но зато хозяйка отменная, да и телом

хороша! Братец твой никак ненарадуется.

В л а д и м и р.  Оно и видно. У обоих улыбки до ушей.

Г а л и н а.  Конечно. Я и борщ сварю и в постели наполную!

Не комплексую, как многие. Этого не хочу и того нельзя, стесняюсь.

Если может мужик и хочет, то на, пользуй себе в удовольствие и

мне во здравие!

В л а д и м и р.  А для души?

Г а л и н а.  Для души или по душам, не про меня.

В л а д и м и р.  Не скучно?

Г а л и н а.  Ничего, вот рожу от твоего братца, а там я уж все отдам

для образования ребенка.

В л а д и м и р.  Дай-то Бог! Может Васек образумится, не то сопьется

каналья.

Г а л и н а.  Ты от меня отстань. Лучше с Варькой разберись. Покувыркайся

с девкой. Видишь ведь, вся на прыщи изошла.

В л а д и м и р.  Благословляешь?

Г а л и н а.  Конечно. Подруга спит и видит, когда приласкаешь ее.

В л а д и м и р.  Ну, что ж, я готов.

Г а л и н а.  Василь придет и по номерам. Девчонка ладная, многое

пережила, все умеет. Не смотри, что на вид тихоня.

В л а д и м и р.  Залетали знаем, в тихом омуте черти водятся. Ребеночка ей аист принес или нагуляла?

Г а л и н а.  Где ты раньше был, когда тебя не было?

В л а д и м и р.  Не было…Я по Сибири-матушке вдоль и поперек

столько исходил, что тебе и не снилось! В геологоразведке был,

нефть искал.

Г а л и н а.  Нашел?

В л а д и м и р.  Нашел.

Г а л и н а.  Ладно, хватит балакать. Сейчас заявятся. Да смотри, не

подведи меня, будь человеком.

В л а д и м и р.  Человек я положительный, с какой положат, с той и

сплю.

Г а л и н а.  Что и Васек такой же?

В л а д и м и р.  Нет, брат с Бахусом сдружился. Может немного,

но позволяет лишнего.

В купе входит Варвара с полотенцем в руке. На ней джинсы и футболка плотно

облегают красивую фигуру. Садится подле подруги.

В а р в а р а.  Где Василий?

В л а д и м и р.  Конем послали.

В а р в а р а.  Как это конем? Не поняла.

В л а д и м и р.  Конь-это курьер особого назначения.

В а р в а р а.  Забавная аббревиатура…Мягкий знак не озвучен, упустили.

Г а л и н а.  Мягкий знак для того, чтобы копытца не сносились.

В а р в а р а.  Хитро.

С увесистыми и объемными пакетами, в купе входит Василий. Улыбается. Он

в спортивном костюме. На груди герб Советского государства, на спине четыре буквы СССР.

Г а л и н а.  Наконец-то.

В а с и л и й.  Кто у нас любит пиво?

В л а д и м и р.  Я люблю.

В а р в а р а.  И я обожаю.

В а с и л и й.  Забирайте свой мешок и топайте в то купе. Мы же с

Галиной о сокровенном погутарим.

Владимир и Варвара с лукавыми лицами поднимаются с насиженных мест.

В л а д и м и р.  Не осрами флот, военмор!

В а с и л и й.  Да и ты не робей, пехота!

Варвара и Владимир с пакетом уходят. Галина расправляет постель. Василий закрывает дверь на ключ.

Сцена 3

    купе 1

За столом два приятеля, поедают бутерброды и пьют чай.

Н и к о л а й.  Да дружище, начудил я так, что не знаю, как выпутаться.

А н а т о л и й.  Что у тебя стряслось?

Н и к о л а й.  Реформы, обвалы рубля, уничтожили во мне веру во

власть придержащих и наши банки. На даче вырыл погреб для солений

и варений. Заодно и свой банк там разместил. Три года наполнял

кубышку долларами. На четвертый, по весне, случилось наводнение. Несколько дней как неприкаянный ходил возле погреба. Затем допер, додумкал, что надо воду откачивать. Когда она еще спадет? Неведомо.

Собрался с мыслями, насос приволок. Приступил. Вскоре смотрю, нет

водицы. Я в погреб, там бедлам, что Мамай воевал. С трудом отыскал

кубышку. В ней вода. Слава Богу деньжата целехоньки. На утро

обомлел, все купюры в ржавчине. Я их промыл и просушил, но стало

еще хуже. Все банкноты в ржавых разводах. Хваленые их защитные

линии оказались не из благородного металла. Халтурят.

А н а т о л и й.  Ну и что? Возьми и обменяй.

Н и к о л а й.  Счас, здрасьте пожалуйста! В наших банках такие

деньги для обмена не принимают. Заграничные. Сейчас вот к свояку

еду. Он на днях к дочери в Америку отправляется. Обещал помочь

с обменом в тамошнем банке.

Сцена 4

    купе 3

На столе два стакана с пивом, фисташки. Он и она сидят на постели. Его рука

на девичьем колене держит ее руку.

В а р в а р а.  Володя, вы были женаты?

В л а д и м и р.  Я должен отвечать?

В а р в а р а.  Что-то не так? Извините.

В л а д и м и р.  Развелся и слава Богу.

В а р в а р а.  Не иначе стервой была.

В л а д и м и р.  Еще какой! Будучи в командировке звоню домой,

звоню. И только в два часа ночи моя благоверная поднимает трубку. Что случилось дорогой?

В а р в а р а.  Ну мало ли причин может быть.

В л а д и м и р.  Множество! У нее же самая потрясающая! Ей не спалось и она решила совершить пробежку по набережной. Это

ночью-то пробежка?

В а р в а р а.  Откуда она родом?

В л а д и м и р.  Из Одессы.

В а р в а р а.  Я так и подумала. Узнаю земляков.

В л а д и м и р.  Стало быть Одесситка. Откуда именно?

В а р в а р а.  С Молдаванки.

В л а д и м и р.  О, с родины Бабеля.

В а р в а р а.  Так вы по-искусству?

В л а д и м и р.  И по нему тоже. А вы?

В а р в а р а.  Гасите свет, Володя.

Он протягивает руку к выключателю. Гаснет свет.

В л а д и м и р.  Что дальше?

В а р в а р а.  Не догадываешься?

В л а д и м и р.  А надо?

В а р в а р а.  Необходимо.

В л а д и м и р.  Что именно?

В а р в а р а.  Ну делай же со мной что-нибудь.

В л а д и м и р.  О, господи!

В а р в а р а.  Да. Да… Так…

Сцена 5

    купе 2

Возле служебного купе Эдгар Курилов и проводница Валя.

Э д г а р. У вас есть чай?

В а л я.  Да. Сколько?

Э д г а р.  Два стакана. Восьмое купе.

В а л я.  Еще что-нибудь?

Э д г а р.  Нет, спасибо!

Он разворачивается и направляется к себе. Его внимание привлекает открытое купе №2.

В нем сидит задумчивого вида солидный Юрий Гуляевский. Без лишних церемоний к нему входит Эдгар Курилов, присаживается напротив.

Э д г а р.  А ты изменился.

Ю р и й.  Ты тоже не мальчик. Годы берут свое.

Э д г а р.  Я о другом. В одночасье жирком оброс. Недоступен стал.

Фигура!

Ю р и й.  Ну так, время пришло.

Э д г а р.  Пытался до тебя дозвониться, поздравить с назначением,

но тщетно. Недоступен. Если бы не скорбные события, очевидно и не свиделись.

Ю р и й.  Ничего удивительного, у меня театр. Все дни расписаны

на год вперед. Удивлен, очень удивлен.

Э д г а р.  Чем же?

Ю р и й.  Соизволил позвонить мне тогда, когда я возглавил театр.

Не иначе руки погреть хочешь? 

Э д г а р.  Быстро же ты зазнался. В студенческие годы помнится

краюхой хлеба делились.

Ю р и й.  Ну, вспомнил. Когда ты первым с нашего курса звание

получил, Госпремию и квартиру, то руку помощи почему-то не

протянул.

Э д г а р.  Каким образом?

Ю р и й.  Ну не знаю, мог бы и подумать.

Э д г а р.  Понятно, бывай. 

Ю р и й.  Ты зачем заходил?

Э д г а р.  Просто так.

Ю р и й.  Это что-то новенькое.

Э д г а р.  Для кого как…

                                                                                                                                 

Сцена 6

 

Эдгар выходит из купе, идет к себе. Ему навстречу Яков Ашотович.

Я к о в.  Романтизма нет в природе.

               Меркантильны с юных лет.

               Не все ладится в народе.

               Так устроен Божий свет.

Э д г а р.  Кто бы сомневался.

Я к о в.  Как странно устроен мир! Знал рохлю юношу Гуляева, а

нынче он массовик-затейник Гуляевский.

Э д г а р.  На ский звучит загадочней, да и по-княжески.

Я к о в.  Да да, он что-то говорил о своем происхождении.

Э д г а р.  Чего же вы ожидали от нового времени? Ускорение, перестройка. Растут запросы.

Я к о в.  Растут и еще как растут! Успехов вам, Эдгар Васильевич!

Э д г а р.  И вам того же, Яков Ашотович!

              

Сцена 7

    купе 2

Яков Ашотович заглядывает в открытое купе.

Я к о в.  Юрий Семенович!

Ю р и й.  Яков Ашотович! Входите и присаживайтесь.

Я к о в.  Благодарю! Один, а супруга ваша…

Ю р и й.  Сейчас придет.

Я к о в.  Замечательно! Значит, у нас есть минута другая.

Ю р и й.  Конечно.

Я к о в.  Ты очень красиво говорил у могилы Севы.

Ю р и й.  Ничего удивительного. Тридцать лет знакомы были. Друзья.

Я к о в.  Странно.

Ю р и й.  Чего же тут странного?

Я к о в.  Не ты ли критические статьи заказывал, всякие небылицы о нем распускал? Из театра выжил тоже ты.

Ю р и й.  Ты шутишь Яша, или белены объелся?

Я к о в.  Это ты белены объелся. Я не шучу.

Ю р и й.  Что из театра был изгнан, так сам виноват. Над каждой полюбившейся пьесой начинал работать без всяких на то разрешений.

Это в тоталитарном-то государстве? Убийственно. Коммунисты никогда

не терпели инакомыслия и словоблудия.

Я к о в.  Знающие люди мне многое о тебе поведали.

Ю р и й.  Не может быть. Потому что этого не может быть.

Я к о в.  Может. Хочу пасквили предъявить тобою же сочиненные.

Ю р и й.  Блефуешь?

Я к о в.  Отнюдь. Все кляузы как единый документ публикации

дожидаются.

Ю р и й.  Враки.

Я к о в.  Как знаешь.

Ю р и й.  Подожди. Присаживайся. Ты не лжешь?

Я к о в.  Очень надо.

Ю р и й.  Похоже надо.

Я к о в.  Тебе одно, мне другое.

Ю р и й.  Догадываюсь, откуда ветер дует… Ох уж эти журналюги продажные… Иуды. Чего ты хочешь?

Я к о в.  Нет ничего проще, договоримся.

Ю р и й.  Ну да, ну да, рыбак рыбака видит издалека. Что касается Севы, царства ему небесного, так у нас с ним свои счеты. Тебе ли не знать,

правда всегда ни к месту.

Я к о в.  Не думал я, что талант друга может вызвать в тебе столько злобы.

Ю р и й.  Увы, Яков Ашотович, так было и будет всегда. Ведь мы одного поля ягоды и понимаем, что дух соперничества заложен в нас матушкой-природой. И все же, тебя подослали или сам придумал меня развести?

Я к о в.  Это мое давнее призвание. Тебе ли не знать, от трудов праведных

ненаживешь палат каменных.

Ю р и й.  Ну да, припоминаю, вместе озорничали.

Яков вынимает из кармана пиджака лист бумаги, сложенный вчетверо , и протягивает     Юрию.

Я к о в.  На прочти. Рвать бессмысленно, ксерокопия.

Ю р и й.  Я без очков не вижу.

Я к о в.  Возьми мои.

Ю р и й.  Спасибо, подошли.

Я к о в.  Ты не там читаешь.

Ю р и й.  Не может быть.

Я к о в.  Не там. Смотри последний абзац.

Ю р и й.  Говори не говори, я в очках не слышу. Да… Любопытная бумаженция! Так чего же ты хочешь?

Я к о в.  Еще не решил. В Москве скажу.

Ю р и й.  Зачем затягивать? Сегодня, здесь и сейчас! Что будем пить, водку или коньяк?

Я к о в.  Коньяк.

Ю р и й.  Тогда жду вас через десять минут.

Я к о в.  Вот и чудненько.

Сцена 8

    купе 7

Евгений в джинсовых рубашке и брюках настраивает гитару. Ирина, являясь его любовницей, не спеша снимает с себя все, аккуратно раскладывает и развешивает

вещи, затем надевает на голое тело атласный халат. Садится напротив.

И р и н а.  Когда им позвонили домой и сообщили о смерти Севы, вдова спокойно сказала домашним: «Ну и слава Богу! Квартиру и загородный дом хоть не надо делить». Они что в разводе были?

Е в г е н и й.  Собирались.

И р и н а. И все же нельзя так цинично.

Е в г е н и й.  Это еще что! Он ведь болел долго. Потому и вернулся из Лондона. По сути все перенес на ногах. Знал, что медицина бессильна

и как ни в чем не бывало ездил по стране ставить спектакли. И везде удачно! Но эти интриги, этот заговор молчания… Да, а на последнем дне рождения супруга сказала ему при всех: «Завтра с тобой магазин посетим. Пора тебе костюмчик погребальный справить». Все тогда вмиг протрезвели. Жестокие слова. Я и вовсе несколько дней места себе не находил. Но Сева даже тогда сохранил чувство юмора, спокойно ответив: «Завтра не смогу, через

недельку пожалуй, прямо с утра». Жаль Севу. Талантище-то какой!

Господи! Я десять лет как один год прослужил в его труппе. Самое счастливое время моей жизни. Затем Севу изгнали из театра, труппа разбежалась и остались лишь одни воспоминания.

И р и н а.  За что она его так?

Е в г е н и й.  Не могла простить ему, что покинув Лондон он решил вернуться в Питер. Женщина ни дня не работала, жила в свое удовольствие.

В бесчисленных любовниках и вовсе запуталась.

И р и н а.  Зачем же он терпел ее? Почему?

Е в г е н и й.  Зная о своей обреченности, он махнул на все рукой. Лишь бы спокойно дожить, да уйти в мир иной без лишнего шума.

И р и н а.  Мудрое решение. Ладно, после договорим. Иди ко мне скорей…

Сцена 9

    купе 5

Яков Ашотович входит в свое купе. Обворожительная, с томным взглядом Виолетта вкушает персик. Он победоносно потирает руки.

В и о л е т т а.  Нас можно поздравить?

Я к о в.  Разумеется.

В и о л е т т а.  Браво, любимый! Ты супер!

Я к о в.  Ну, что ты, это мелочи. Всего и надо в таких случаях иметь

подход к людям.

В и о л е т т а.  Стели же скорей постель, я соскучилась.

Я к о в.  У нас десять минут.

В и о л е т т а.  Почему десять?

Я к о в.  Пригласил к себе на рюмку чая.

В и о л е т т а.  Мы успеем.

Я к о в.  Посидим часок, а потом придем к себе и продолжим.

В и о л е т т а.  Конечно, милый…

Сцена 10

      купе 9

Олег роется в спортивной сумке. Ольга, разложив на столе содержимое косметички, смотрится в зеркальце.

О л ь г а. У меня такое впечатление, что лица многих пассажиров в нашем вагоне мне хорошо знакомы.

О л е г.  Правильное впечатление. Это артисты. Очень известные артисты.

О л ь г а.  Я так и подумала.

О л е г.  Сегодня нежданно-негаданно, но в нужное время у меня появился редкий шанс.

О л ь г а.  Шанс? Какой шанс?

О л е г.  Одному из них, а именно Эдгару Курилову, самому успешному и предприимчивому, хочу предложить пьесу своего дела. Будучи драматургом, он был репрессирован. На самом взлете творческой карьеры его причислили

к Ленинградскому делу. Недавно я навещал родственницу в окрестностях Питера и случайно обнаружил рукопись на чердаке родового дома.

О л ь г а.  И что, неужели родственники об этом не узнали?

О л е г.  Не знали и не знают. Ведь это состояние.

О л ь г а.  Ты очень расчетлив.

О л е г.  Еще бы…

Сцена 11

      купе 7

Евгений и Ирина лежат в постели.

Е в г е н и й.  Несколько часов назад в Питере, я с интересом наблюдал за Анной Марковной и Яковом Ашотовичем. Надо признать, артисты они от Бога. Ни малейшего намека, что им присуща ревность.

И р и н а. Не поняла.

Е в г е н и й.  Когда-то давно они были обручены. Теперь он с молодой и красивой, она с жиголо, мечтающем о кинокарьере.

И р и н а.  Любопытно. Об этом я не знала.

Е в г е н и й.  Пожалуй, случись что, я не смогу как они закрыть глаза на происходящее и сохранять олимпийское спокойствие. Должно быть очень неприятно.

И р и н а.  Кто знает, что в их душах творится?

Е в г е н и й.  Интересно другое. Из наших знакомых попутчиков только Эдгар всегда и везде поддерживал Севу. Удивительный человек! Словно и не из нашего сообщества вовсе.

И р и н а.  Почему? Он известен, авторитетен, успешен.

Е в г е н и й.  В нем отсутствует зависть.

И р и н а.  А… Действительно удивительно.

Е в г е н и й.  Остальные, и я в их числе, из сообщества повинующихся молчальников поддержавших заговор безмолвия.

И р и н а.  Даже так…

Е в г е н и й.  До сих пор не могу осознать уход учителя и друга. Не верю.

Ох и досталось ему в жизни, не позавидуешь. То травля, то супруга, учинявшая бесчисленные скандалы на ровном месте.

И р и н а.  И слабость и мужество в одном лице.

Е в г е н и й.  Пожалуй. Однако достаточно, забудем о грустном, все внимание к жизни.

И р и н а.  Ты хотел показать песню.

Е в г е н и й.  Громко сказано, песня. Всего лишь набросок.

Он присаживается на краешке, с соседней постели берет гитару и начинает петь:

                        Босоногий мальчик на дороге пыльной

                        Кричал отцу, вернись с войны.

                        Сынок, как карта ляжет.

                        Мы все во власти у судьбы.

                        Ты обещай, нам это надо

                        У мамы слез глаза полны.

                        Постараюсь, были б силы.

                        Побьем врага, вернусь с войны.

                        Ну слава Богу, есть надежда.

                        Мы будем ждать тебя всегда!

                        Поодаль мать с сестренкой плачут

                        Печаль и боль у них в сердцах

                        Любовь и смерть так много значат

                        при попустительстве творца.

                        Клубится пыль, заходит солнце.

                        Идут солдаты на войну

                        А повзрослевший вдруг мальчишка

                        все вопрошает, почему?

Сцена 12

 

Пьяный Василий в шортах и тельняшке, пошатываясь, стучит в купе №6. Дверь не открывается. Разозлившись, Василий ударяет кулаком по двери и пинает ногой. Из туалета выходит Андрей в спортивном костюме с полотенцем поверх плеч. Смущенный Василий разворачивается и быстро идет к себе в купе №3. Мгновение назад недоступное купе №6 открывается. Разъяренная Галина в махровом халате наносит сильный удар кулаком по затылку проходящего мимо Андрея.

Г а л и н а. Вот тебе гаденыш! Будешь знать, как по ночам шастать.

Андрей падает, лицом уткнувшись в ковровую дорожку. На раздавшийся шум из купе №4

выглядывает перепуганная Анна Марковна. На ней роскошное вечернее платье. На шее янтарное ожерелье.

А н н а. Убили. Мальчика моего убили. За что?

Галина склоняется к пострадавшему, переворачивает его, слегка бьет по щекам, дабы привести в чувство.

Г а л и н а.  Не волнуйтесь женщина, жив ваш сын. Я не хотела. Господи, я

ошиблась!

Андрей пытается подняться. Галина помогает ему. Анна Марковна выглядывает из купе и прикрывая рот руками боится шелохнуться.

Г а л и н а.  Мужчина, возьмитесь за поручень. Сейчас я все исправлю. Извините.

Андрей послушно берется за поручень, другой рукой поглаживает свой затылок. Решительная Галина раскрывает купе №3 и выволакивает на свет божий пьяного Василия с лукавой улыбкой.

Г а л и н а.  Смотри  ирод, на этого дядечку. Видишь?

В а с и л и й. Ну, вижу. Плохо ему. Друг, я тебе помогу, но делать ничего не буду. У нас с братом есть. Заходи, выпьем.

Г а л и н а. Угомонись. Иначе лопнешь и обрызгаешь всех.

В а с и л и й. Ну, что ты, Гала, я профессионал.

Г а л и н а.  Да он вообще не пьет. Ты зачем стучался ко мне?

В а с и л и й.  Я, стучал?

Г а л и н а.  Ну ни я же.

В а с и л и й.  Галинка! Радость моя, верни мои трусики. Без них мне холодно и некомфортно.

Г а л и н а.  Ах ты, пьянчуга! Ты еще и позорить меня будешь. На, получи!

Галина наносит ему такую затрещину, что Василий улетает к себе в купе. Она закрывает дверь.

Г а л и н а.  Господи, я к нему всей душой, а он… Вот дура! Мужчина, я за вас отквиталась.

А н д р е й.  Спасибо конечно, но что со мной было?

Г а л и н а.  Недоразумение.

Облегченно вздохнув Галина заходит к себе. Анна Марковна выходит из оцепенения и взяв за руку Андрея увлекает за собой в купе №4.

А н н а. Все, Андрюшенька, больше никогда и никуда одного не отпущу.

Это ж надо, чуть котика своего не лишилась. Сегодня в поезде не пассажиры. Вертеп!

Андрей присаживается, руками потирает лицо.

А н н а.  Как себя чувствуешь?

А н д р е й.  Уже хорошо. Ты разговаривала с ним?

А н н а.  Да. Через несколько дней даст ответ. Обнадежил.

А н д р е й.  Девочка моя, ты умница! Я люблю тебя!

А н н а.  Не верю.

А н д р е й.  Раздевайся же скорей.

А н н а.  То-то же.

А н д р е й.  Ты создана для любви.

А н н а.  Лисенок, ты будоражишь мое сознание.

А н д р е й.  Глядя на твое тело, я понимаю, что тебя еще любить и любить!

А н н а.  Твои слова и желания меня стимулируют и вдохновляют! Тобой и живу.

А н д р е й.  Аня, давай поскорей.

А н н а.  Да все уже, я разделась…

Сцена 13

      купе 1

Приятели по-прежнему за столом с бутербродами и чаем.

А н а т о л и й.  Не грусти Кока, все пройдет, образуется.

Н и к о л а й.  Эх Тоха, Тоха… Пройдет. Конечно, пройдет, но тогда опять что-нибудь приключится такое эдакое. Неприятности так и липнут.

А н а т о л и й.  Если б ты знал, какие беды на меня обрушились в начале весны. Одна за другой, в одночасье.

Н и к о л а й.  А что, что случилось?

А н а т о л и й.  Все началось с переезда.

Н и к о л а й.  Ты переехал?

А н а т о л и й.  Потом я чиркану тебе адрес.

Н и к о л а й.  Обязательно.

А н а т о л и й.  Так вот, все началось с переезда. Обеденный стол неразборный, широкий. Проход в кухню узкий. И так его и эдак, не

проходит и все. Я за ножовку. Укоротив ножки, перевожу дух и вдруг осознаю, что погорячился. Квартира на первом этаже и можно было стол в окно подать. Что ж теперь, чертыхаться, с кем не бывает. Отметили переезд. Утром сушняк, в голове гудит, что спасу нет. Где чего искать, все еще в коробках, да сумках. Нашел-таки бутыль со спасительным лимонадом. Зазвонил телефон, я к трубке. Слышу взволнованный голос друга: «Толя, твой катер затонул прямо у бонов. Из бревна торчит огромный штырь со следами свежей краски. Делай выводы.» Что ж делать? – спросил я. – Да ты не волнуйся. Завтра подъедет кран и вытащим. Я уже договорился». Положив трубку, открываю бутыль и прямо из горла один глоток, другой, третий. Вкус явно незнаком. Стоп! Это же моющее средство для посуды! Сам переливал из прохудившейся фирменной накануне. Ну, думаю все, смертушка моя пришла. Жена с кружкой молока, тесть со стаканом водки.

Н и к о л а й.  Как говорится, так сказать.

А н а т о л и й.  Он самый. Я выпил одно и другое, залег. Жду, когда карга

с косой явится. Нет, не идет проклятая. Наконец, ощущаю позывы в организме. Напитки никак к согласию не придут. Ингредиенты несовместимыми оказались. Фу… Вышел из туалета, родичи смотрят, интересуются, как ты? Я пропустил еще стаканчик беленькой, закусил

соленым огурчиком с медом. Ощущение, словно на свет только появился!

И такая во мне радость жизни возникла, что не припомню, когда подобное было?

Н и к о л а й.  Водку пить будем? Я прихватил с собой.

А н а т о л и й.  Водку? Нет. Это же пьянеть надо.

Н и к о л а й.  Как хочешь… Эх, сейчас бы в баньку, да пивка холодного

под воблу! Может, сходим как-нибудь? Еще кого-нибудь с нашего двора вызвоним.

А н а т о л и й.  Нет, долго ждать придется. В бане потеть надо, а мне лень…

Сцена 14

 

Эдгар Васильевич и Олег стоят в проходе, смотрят в окна, держась за поручни.

О л е г.  Вы Эдгар Васильевич Курилов?

Э д г а р.  Да. Мы знакомы?

О л е г.  Я, Черкасов Олег.

Э д г а р.  Не припомню.

О л е г.  Я внук драматурга Виктора Черкасова.

Э д г а р.  Так…

О л е г.  Хочу предложить вам пьесу деда.

Э д г а р.  Очень любопытно. Полагаю, пьеса не была издана.

О л е г.  Да, неизвестная. Перед самым арестом была написана.

Э д г а р.  Ее название?

О л е г.  «Паутина».

Э д г а р.  Действительно неизвестная. Вы прочли ее?

О л е г.  Да. На мой взгляд, эта пьеса стала причиной всех бед.

Э д г а р.  Вы Москвич?

О л е г.  Теперь уже да.

              Эдгар вынимает из нагрудного кармана рубашки визитку и отдает Олегу.

Э д г а р.  Буду ждать вашего звонка. Не затягивайте.

О л е г.  Сегодня же позвоню. Вот только один аспект смущает меня.

Э д г а р.  Авторские права?

О л е г.  Да.

Э д г а р.  Когда погиб ваш дед?

О л е г.  В 50ом году.

Э д г а р.  Отныне двум поколениям принадлежат права автора. Семьдесят лет обеспечено. Не волнуйтесь. Для меня оказаться первопроходцем, очень почетно.

О л е г.  Спасибо!

Э д г а р.  Тогда до встречи.

О л е г.  До встречи.

Эдгар уходит к себе. Олег еще остается, смотрит в окно, но ничего не видит. Его лицо светится от счастья.

Сцена 15

      купе 5

                            Яков лежит в своей постели, Виолетта в своей.

В и о л е т т а.  Мне так хорошо с тобой!

Я к о в.  Мне тоже.

В и о л е т т а.  Почему бы нам не расписаться?

Я к о в.  И что дальше?

В и о л е т т а.  Ты пропишешь меня к себе и наш союз станет настоящим.

Я к о в.  Я был женат трижды. И всякий раз оказывался без крыши над головой.. Все им оставлял. Довольно. Помыкался по чужим углам.

В и о л е т т а.  Боже, какой ты непостоянный.

Я к о в.  Что я слышу? Сколько раз ты была замужем?

В и о л е т т а.  Два, но это не считается.

Я к о в.  Почему?

В и о л е т т а.  Первый раз сразу же после школы. Всего несколько месяцев. Да и то для повышения статуса. Второй брак продлился дольше. До сих пор понять не могу, как я терпела? Ужас! Он не хотел переезжать из Владимира в Москву. Странный человек. Провинциал. Но я никого не любила так сильно как тебя! Ты веришь мне?

Я к о в.  Подобное я уже слышал.

В и о л е т т а.  Ну не сердись милый, я подожду.

Я к о в.  Может ребеночка заведем?

В и о л е т т а.  Что ты? Я еще не готова для материнства. Молода и неопытна.

Я к о в.  Зато я в возрасте.

В и о л е т т а.  Нет, милый, не хочу. Бессонные ночи, пеленки, распашонки, детский плач.

Я к о в.  Вероятно ты не можешь?

В и о л е т т а.  Разве нам плохо вдвоем?

Сцена 16

      купе 9

Ольга сидит, поджав под себя ноги, просматривает глянцевый журнал. Входит Олег.

О л ь г а.  Ну как?

О л е г.  Нормально.

О л ь г а.  Что значит, нормально? Встреча и знакомство состоялись?

О л е г.  Да. На удивление с ним очень легко общаться. Нет лоска и высокомерия.

О л ь г а.  Каков результат?

О л е г.  Договорились о встрече.

О л ь г а.  Не боишься?

О л е г.  Чего или кого мне следует бояться?

О л ь г а.  Родственников, конечно. Как только они узнают о существовании пьесы, сразу возникнут трения.

О л е г.  Из ближайших нас четверо. Обойдутся. Им до этого нет дела.

О л ь г а.  Тогда проще.

О л е г.  Хотя скандалов на подобную тему происходит много. Ничего, прорвемся. Ох, и заживем мы с тобой Ольга! Деньги сами в карман рекой потекут!

О л ь г а.  Деньги всегда и всем нужны… Я-то думала, что ты в первую очередь хочешь вернуть  миру светлое имя деда.

О л е г.  Чего его воскрешать? Я не знал и не видел его вовсе. Театралам известен и хватит .

О л ь г а.  Какой же ты…

О л е г.  Да, вот такой! А ты, стало быть, идейная. Дед тоже идейным был.

И где он сейчас? В безымянной могиле. Его же коллеги прогнулись и все пиджаки в орденах! Премии без конца, привилегии. Я уж не говорю о семье, на долю которой выпали такие мытарства и унижения, что выслушав однажды, пересказывать не хочу и никогда не буду.

О л ь г а.  Спасибо твоему деду! Сейчас ты открылся. Куда и подевалась коммуникабельность? Олег, ты продажный.

О л е г.  Смотри, как бы не пожалеть?

О л ь г а.  Мне радоваться нужно.

Сцена 17

      купе 2

Проснувшись, Светлана встает с постели. Входит Юрий с двумя стаканами чая.

С в е т л а н а.  С добрым утром!

Ю р и й.  С добрым !

С в е т л а н а.  Ты так и не спал?

Ю р и й.  Не смог. Разбередили душу вороги.

С в е т л а н а.  Не принимай близко к сердцу.

Ю р и й.  Пытаюсь и не получается.

С в е т л а н а.  Зря мы поехали на его похороны.

Ю р и й.  Иначе нельзя было. Расцвет нашего театра случился при нем и благодаря ему. Золотые годы!

С в е т л а н а.  На кладбище, после слов твоих и его распутной вдовушки, портрет Севы упал, стекло вдребезги. Невольно поверилось в загробный мир… Очевидно ему что-то не понравилось. Покаянного примирения не случилось.

Ю р и й.  Закономерность бытия. Закадычные друзья иногда становятся непримиримыми. Врагами.

С в е т л а н а.  Закономерность?

Ю р и й.  На душе скверно. Друзей нет, вокруг пройдохи и прихлебатели. Никому не верю. Все, хватит! Встречи с прошлым надо исключить.

С в е т л а н а.  Давно пора.

Ю р и й.  Состояние нестояния. А все Яшка, давай Юра выпьем, вспомним былое. Гад! Сейчас вот гляделся в зеркало и обомлел. Ох и видок у меня после бессонной ночи! Монстр. И чего ради вчера позволил себе вдруг,

не подумав как в Москве выходить, что люди подумают? Пожалуй, впервые

себя не узнаю.

С в е т л а н а.  Тогда и бояться нечего. Если себя не узнаешь, то другие и подавно не признают.

Сцена 18

      купе 8

Эдгар с задумчивым видом смотрит в окно вагона. На соседней постели просыпается Маша. Потянувшись, она поднимает голову. 

Э д г а р.  Доброе утро!

М а ш а.  Доброе утро!

Э д г а р.  Вчера я сказал тебе, что новых идей нет, пустота. И вот ночью случилось нечто. Ты оказалась права, утро вечера мудренее.

М а ш а.  Говори же, не томи.

Э д г а р.  Я до сих пор поверить не могу… Ты, наверное, слышала о репрессированном драматурге Черкасове?

М а ш а.  Разумеется. Черкасов, один из многих загубленных талантов в застенках ГУЛАГа. В свое время я изучала тему запретных авторов. После чего пришла к неутешительному выводу: справедливости нет, регалии бездарям, гениям забвение.

Э д г а р.  Увы, гении не умеют дружить…

М а ш а.  На дружбу у них нету времени. Где пусто, где густо.

Э д г а р.  Согласен. Так вот, в соседнем купе едет его внук. Заговорив со мной, он предложил неизвестную пьесу деда.

М а ш а.  Как называется пьеса?

Э д г а р.  «Паутина».

М а ш а.  Не может быть?

Э д г а р.  Может.

М а ш а.  Вот это новость! Пьеса «Паутина» считалась утерянной или уничтоженной. Это из-за нее драматург Черкасов Виктор Сергеевич был репрессирован. Невероятно! Это сенсация!

Э д г а р.  Тсс… Пока никому ни слова.

М а ш а.  Поздравляю тебя, себя и всех! Это нечто.

Э д г а р.   Дай-то Бог. К сожалению исчезает человеческое внимание. Ничего уже не исправить. Одно утешает, что остается жизнь.

Сцена 19

 

Все герои выходят из своих купе. Евгений под гитару исполняет песню.

                                       Ему подпевает Ирина.

                           Мы были молоды, спешили

                           Добиться всяческих вершин

                           Девчат наивностью смешили

                           С тех пор минуло много зим

                   Любовь прошла, одна влюбленность

                          Уже на дню помногу раз

                          И все страшнее удаленность

                          Жизнь позади, не надо фраз

                         

                          Куда идти, к чему стремиться?

                          Интриг и почестей несчесть

                          Порою хочется напиться

                          Забыты принципы и честь

                         Уходят близкие, друзья

                         И тем бесценней слово, дружба

                         В нас зарождается, судья

                         И ненавистно слово, служба

                         Ни мало в жизни согрешили

                         Все оправданья – болтовня

                         Быть может важное решили

                         Всем уготована судьба.

                                           З А Н А В Е С

Примечание. На сцене должно быть подобие вагона. Действия происходят в открытых купе. С окончанием сцены, купе закрывается  и открывается следующее.

            

                      

                     

                        

                                                                        Июль – август 2007.

                                                                                    Архангельск

                                                                                 РАО

                                                                                                    № 12667

Комментарии закрыты.