МИРЫ ГРИМЕРКИ

Дмитрий С. Бочаров

Миры гримёрки

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

 

ОНА – поклонница известного актёра, проникшая ночью в его гримёрку.

ОН – известный актёр. Точнее… персонажи его многочисленных ролей. Появляется всё время в разных образах, меняя голоса и костюмы (как бы… абсолютно разные люди), но внимательный взгляд зрителя, безусловно, заметит неизменную повторность лица и фигуры. Романы, возникающие у персонажей с героиней – яркие, но… скоротечные.

_________________

Гримёрка – видимо… где-то на гастролях. Поэтому в ней одновременно висят костюмы из совершенно разных спектаклей. Как это случается, под комнаты для артистов выделили свободные помещения. Данная «гримёрка» больше похожа на большой танцевальный зал (что позволяет, при желании режиссёра, вводить в спектакль танцевальную массовку). Сквозь занавешенные портьеры проникает загадочный лунный свет – подчёркивающий странность всего происходящего.

ОНА: Тс-с-с! Никого. Лишь лунный свет в окошке

лучами бьётся из портьерных дыр.

Я пробралась в закрытый, дивный мир –

невидима, бесшумна! Словно… кошка.

На цыпочках… как вор… назло судьбе…

гуляю здесь – сама. И по себе.

(напевает)

…Я Вас люблю, хоть это Вам не нужно –

костром забытым до золы сгорю.

Отмечена навек судьбой недужной,

я Вас люблю…

(замолкает, продолжает задумчиво)

 

…Я здесь… одна. В волшебном закулисье.

В гримёрке у кумира… в полутьме.

Здесь заперты костюмы, как в тюрьме –

на вешалках распятые, повисли…

и видят сны:

в них запрещён – цинизм,

и взгляд софитов – нестерпимо-ярок,

и каждое мгновение – подарок,

и выдумка правдивее, чем жизнь…

(продолжает напевать)

…Я Вас люблю. И муки, и страданье –

любую казнь стократно повторю!

Ах, почему же, вопреки желанью,

я Вас люблю?…

ОН: (гулким голосом, из платяного шкафа) Спектакль прошёл. Точней… дошёл до точки.

На вешалках остались оболочки.

ОНА: …Ой! Что это?!!! Неясные слова!..

Пустой костюм… беседует со мною –

вещает непонятное… чудно́е!!!

И отчего-то… кру́гом голова…

ОН: (оживает в костюме Демона. Костюм состоит, главным образом, из длинного плаща-накидки, с нарисованным на нём узором инфернально-притягательной тематики. Когда плащ сбрасывается, под ним оказываются наряды других персонажей пьесы)

А что ты хочешь? Для таких, как ты,

простые чудеса – необъяснимы.

Ты, в поисках мечты, стремишься мимо,

закована в оковы пустоты.

ОНА: Постой… ты кто?

ОН: «Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала,

Чей образ видела во сне…»

Я – это… он.

ОНА: Ты… Демон?

ОН: Нет.

Но угадала очень близко.

Я – твой искус, на грани риска.

И мрак, скрывающий ответ.

Я – целый мир. Я – пустота.

Я – это ты. Я – то… что рядом…

и далеко. Я тот, что надо.

И вечной скуки маята…

…Сегодня здесь случится чудо –

гляди!

А я… уйду… покуда. (исчезает)

 

Гримёрка озаряется светом многочисленных свечей. Теперь она – бальный зал. Звучит барочная танцевальная музыка.

 

ОНА: Я, кажется, зашла сюда некстати…

Здесь – целый бал. А я в обычном платье…

Не той эпохи. И не той длины. (вглядывается)

Но до чего же женщины чудны –

изысканные, царственно-жеманны!

И движутся несовременно… странно…

…Ах, если бы мне стать одной них –

чтоб был испанским грандом… мой жених:

с бородкою… в усах… с огромной шпагой…

Я б от него не отошла – ни шагу!

ОН: (в роскошном старинном костюме – очень похожий на только что прозвучавшее описание) Красавица, я вижу – Вы одна?

И не одеты. Вас постигло горе?

Слёз ручеёк вовсю стремится к морю…

И буря надвигается, страшна!

Позвольте мне спасти Вас от невзгод.

Позвольте Вас прикрыть плащом от взоров.

ОНА: Но… я не плачу.

ОН: О, не нужно споров!

Ведь Вы – цветок! Вам надобен уход!

Позвольте жить отныне только Вами,

мечтать воспламеняясь от огня

небесного блаженства!

ОНА: Вы меня

смущаете горячими словами…

ОН: Целую Ваши ноги! (дерзко пытается осуществить сказанное)

ОНА: Но… зачем

Вы кинулись к ногам? Я не готова.

Я думала, что это – только… к слову…

красивый комплимент… пустяк…

ОН: Затем,

что истинно влюблённым – не до шуток.

Признанья подтверждает лишь поступок!

ОНА: А поклянётесь умереть?

ОН: Умру!

Отдамся погребальному костру!

Вначале было Слово. Пусть, в конце,

оно меня сразит смертельной точкой!

К чему недоуменье на лице?!

Но… Вам оно… идёт!!! (схватив ногу дамы, страстно подносит её к губам. Настолько страстно, что дама чуть не падает) О!!!! Край мысочка!!!!!!

ОНА: (пытаясь вернуть ногу в исходное положение) Вам нравится пугать необратимым?

ОН: Что обещал – то не вернуть назад!!

ОНА: (иронично) А звёзды в небе – до сих пор висят,

хоть все – давно подарены любимым. (с усилием высвобождаясь)

…Ну встаньте же с колен, прошу Вас – что Вы!

Я не готова…

ОН: Но я – готов!

ОНА: Так быстро?

ОН: (начинает длинный изысканный комплимент – словно бы кидается в холодную воду) ЧТО есть время

для тех, кого терзает сердца стук?!

Вы слышите? Оно гремит – тук-тук…

в желании во всём совпасть с любимой…

о, умоляю, не смотрите мимо…

мне в душу не вонзайте слово… «нет»…

как я боюсь услышать Ваш ответ…

ах, пожалейте… я горел не с теми…

не там… не так… не… этак………

(огорчённо) …снова сбился!

(с истеричным отчаянием) Учил, учил… а текст – не доучился!!!

Сейчас вернусь! (убегает)

ОНА: Исчез. Роман не вышел.

(вдогонку) А платьице, вообще-то… из Парижа!

Красивое! И стоило не плохо!

(прислушивается к изменившейся музыке)

Похоже… бал переменил эпоху.

Кому кричу?.......

(испуганно оглядывается, внезапно осознав неловкость ситуации) …Уйду-ка поскорее –

пока меня не вытолкали в шею!

ОН: (неожиданно возвращается в образе Демона. Дальнейший монолог – на фоне звучащего вальса) Постой. Не уходи. Ты слышишь вальс –

настойчивый, влекущий… знаменитый?

Он ведает удачи – и обиды,

отчаянье – и счастье… без прикрас.

Он ввысь летит… и оживают те,

чьи судьбы с ним переплелись навечно:

поэты, в вакханалии беспечной…

красоток рой, в роскошных декольте

(от молодых – до беспредельно старых)…

влюблённые романтики… гусары…

бретёры… игроки…

Все – в суете.

Торопятся урвать кусочек жизни

(покуда ожил вальс – живут они)!

…свечей мерцают тусклые огни,

и… тени – среди них. В прощальной тризне

по роскоши, исчезнувшей в веках…

ОНА: Вальс – только… вальс. Простой предмет искусства!

ОН: Что будут внуки знать о наших чувствах?

Лишь то, что мы оставим им в стихах!

…Пока не понимаешь. Но поймёшь.

Гляди – вон там! Красавец! Как хорош! (исчезает)

ОНА: Где? (оглядываясь) Никого. Исчез. Ну как обидно!

Красавец – там… а никого не видно.

ОН: (на этот раз, в гусарском мундире) Красавец – здесь. Он – это я.

ОНА: Ты… вновь?

ОН: Естественно. Ведь я – твоя любовь.

И я – неотразим. (окончательно перевоплощаясь в гусара, закручивает ус, озадаченно глядит в зеркало) Не отражаюсь.

Но, чёрт возьми, так быстро возбуждаюсь… (декламирует со страстью)

Зачем Ваш взгляд не отвечает мне?

Зачем Вы так бесчувственно учтивы?

Зачем меня сжигаете в огне?

И для чего столь дьявольски красивы?

ОНА: Я, право, смущена… такой напор –

бросает в жар… совсем теряюсь, прямо…

Ведь я, увы, всего лишь только… дама –

чьё сердце тает от гусарских шпор…

ОН: …Позвольте Вас горячей страстью… есть!

Позвольте к Вам приникнуть, согревая!

Ах, отчего столь холоден Ваш жест?

Зачем в Вас столько льда? Ведь Вы – живая!

ОНА: (кокетливо, про себя) Сейчас начнёт… атаку. Сразу сдаться?

Иль прежде… в неприступность поиграться?

ОН: О, Вы на всех произвели искус,

раздевшись в модный писк парижских тряпок!

Но я, мамзель, нисколько не француз.

Я не любитель лягушачьих лапок.

Сказать, что героиня шокирована таким поворотом сюжета – не сказать ничего. Она молчит… не в знак согласия – просто нет слов!

ОН: (продолжает, как ни в чём не бывало) …я не хочу сказать, что Вы из дур –

начитаны! Умны… с налётом скуки.

Целую Ваши ручки, мон амур…

но лучше б вы слегка согрели руки.

Повисает гнетущая тишина… на фоне продолжающейся музыки.

ОНА: (героически преодолевая немоту) …вот так всегда: начало – с чем-то что-то!

…чтоб к пошлому скатиться анекдоту.

ОН: Я расскажу Вам дивный анекдот!..

Когда француз берёт лягушку в рот…

ему лягушка заявляет: «Ква!

А где мои гражданские права?»

(оглушительно самодовольно хохочет)

ОНА: (перебивает, постепенно обретая себя)

Мне, если честно… странно слышать это.

Я что… так… холодна?! Я жду ответа!

ОН: (самодовольно, без тени смущения) Нет. Просто я – горяч… как порох. Вот!

В сравнении со мной, любая – лёд!

Но Вы, мамзель, и вправду горячи –

как свежий пирожочек из печи.

ОНА: К чему ведёте речь?

ОН: (с самодовольным хохотом) Веду затем,

что этот пирожок я скоро… съем!

ОНА: А не подавитесь?

ОН: Я голоден… всерьёз!

ОНА: И, всё-таки… ответьте на вопрос –

я… горяча иль холодна?

ОН: Увы,

в Вас слишком много умной… головы. (в последней попытке яростного соблазнения)

Зачем вопросы, если в сердце – страсть,

которая зовёт – навек пропасть?!!

ОНА: ЕСТЬ голова. Какая в том беда?

ОН: (разочарованно) Мне умных дур не нужно – ни-ког-да!

Красавиц украшает простота.

Я в Вас разочарован. Вы – не та.

(объясняет на пальцах, как умалишённой) Должна кобыла: мчать и мило ржать,

а я ей подскажу – куда бежать.

ОНА: (с едкой иронией) Я вижу, Вы изысканны… без меры?

ОН: Гусар – солдат!

ОНА: Ему чужды манеры?

ОН: Увы. Манерам предпочту маневры.

Имею честь! Откланиваюсь – первым!!! (решительно уходит)

ОНА: Имея честь, хватило на полслова…

Гусар предпочитает безголовых.

А в остальном – ну просто молодец!

Российской грубости чистейший образец…

Начинает танцевать сама с собой.

Неровное мерцанье
Встревоженных свечей,
Гусарских шпор бряцанье
И этот вальс… ничей.

Наказаны судьбою
За то, что всё не так,
Мы жизнь ведём с тобою,
Не попадая в такт –

Нам бы трёхдольно слиться,
Но… бесконечно жаль
В дубовость половицы
Втанцовывать печаль…

Тесна убогость зальца,
Гнетёт тюремность стен…

Неодолимость вальса.
Неровный пульс.

Шопен… (неожиданно натыкается на Демона)

ОН: Ну что, успехи есть? …Ты вновь одна?!

А где же наш гусар – герой усатый?

ОНА: Гусар… сбежал. В том не его вина –

мои мозги в потере виноваты.

Он так хотел, так явно шёл на штурм,

но на пути любви встал… женский ум!

Увы. Не получается пока

быть дурочкой, глупее… дурака.

ОН: Сбежал… и ладно. Подыщу другого. (снова исчезает)

ОНА: (вдогонку) Какого?!

(задумчиво) Мне нужен тот, кому я не нужна,

кто обо мне не ведает… не слышал…

кто из гримёрки торопливо вышел –

в другую жизнь. Я здесь – одна… одна… (напевает, в духе старинного романса)

 

Вас рядом нет – Вы увлеклись другою,

меня оставив в океане бед.

В сжигающий огонь шагну легко я –

Вас рядом нет…

Где та любовь, что пробуждает спящих

и радостью воспламеняет кровь?

Нет, Ваша страсть была не настоящей –

где та любовь?

ОН: (на этот раз – латиноамериканский мачо) Где та любовь? Она пришла. Я – здесь!

ОНА: (с сомнением) Так ты… она?!!!

ОН: Откуда эта робость?

Смелей! Почувствуй южных ветров весть,

и ритма искушающую дробность!

Есть ты. И я. И мы с тобою – здесь!

Чего же ждать?

ОНА: (кокетливо подыгрывает) О, в Вас такая доблесть!

Синьора опасается…

ОН: За честь?!

Тебя швырну в танго́: пропа́сть – так в про́пасть!

ОНА: Пропа́сть? В танго́?

Ведь это – только… танец?!

ОН: Танго́ не танец. Это – больше, детка!

Когда сердечный ритм, как речь у пьяниц –

сбивается за крайнюю отметку,

по лезвию возникшего желанья…

на грани – между смертью и судьбой…

когда и день, и ночь – борьба… с собой…

в невыносимой жажде обладанья…

И тяга притяженья – тем сильней,

чем яростней отталкивает разум…

ОНА: Ты мнишь, что я… вот так… с тобою… разом…

ОН: О… ты воспламеняешься?! Смелей!!! (увлекает героиню в яростный танец)

ОНА: Прошу учесть – я не дала согласья!

Ни на огонь! Ни на другие… страсти!

ОН: (с дьявольским хохотом) Но ты – в моей неодолимой власти!!

Влеку – пропа́сть я!

Танец становится всё более страстным, напряжённым. Достигнув кульминации, герой неожиданно оставляет героиню и… исчезает.

ОНА: Что это было?!!

(задыхаясь, оглядывается)

…Я опять одна.

Он вновь… куда-то делся?!!!

…Очень странно.

Как будто… нерушимая стена

меж мною и… мечтой – такой желанной!

…Но были же – дыхание и ритм!

И близость губ! И сладкий плен объятья!

И руки, что почти сорвали платье?!…

Совместные шаги… по жалу бритв –

как будто бы… по облакам… в полёте!

 

Иль это… сон, оборванный на взлёте?

Но всё – реально! Это – было!! Было!!!

И боль!.. И страсть неодолимой силы!..

Он обещал! Он вёл меня одну

в волшебную, чудесную страну…  (неожиданно для самой себя, начинает фантазировать)

…мне кажется… он письма мне писал –

наивные… красивые… смешные…

Он от меня – меня, как Бог спасал.

И мир творил, в котором все – иные…

 

Достаёт письмо, безмолвно шевеля губами, читает.

 

ОН: (незаметно подкрадываясь, заглядывает ей через плечо и озвучивает написанное)

Ну что ж ты дуешься, сидишь угрюмо так?

Поверь судьбе!

Ты видишь – зайчики по солнечным лучам

спешат к тебе!

А значит – кончится душевный полумрак,

и будет свет.

Но тем, кто лампочку надежды не включал –

прощенья нет! (убегает на цыпочках)

ОНА: (возвращаясь к реальности) Прощенья нет. Ты скрылся навсегда.

Я отомщу за происки садизма.

Я… перейду на «вы»!!! (дьявольский смех за кулисами) Смеёшься? Да?!

(с неожиданной яростью)

Тогда… тогда – сожгу все Ваши письма!!!! (не откладывая дела в долгий ящик, осуществляет угрозу)

…Сгорают письма. Лижет пламя
изогнутой бумаги боль –
Вот так я расправляюсь с Вами,
мой восхитительный король!

В дым превращаются признанья,
восторги искренней души,
всё, что творилось без сознанья
и на́ людях, и здесь, в тиши…

Как нужно мне освобожденье 
от власти неотступных чар!!
Бессмысленного сновиденья 
непрекращаемый кошмар…

Сгорают письма. Словно рану
терзает режущий металл.

Горят слова – как это странно,
как это глупо… кто бы знал?!…

ОН: (снова в образе Демона) Ну что, сожгла всё то, что… не писал?

И как тебя пожарник не ущучил?

Зачем слезами залит этот зал?

ОНА: Я плакала – ведь ты меня... бросал…

ОН: И только-то? (раздражённо) Мне бабий вой наскучил!

Избавь меня, пожалуйста, от слёз. (устремляется прочь)

ОНА: Куда же ты?!! Я вовсе не всерьёз…

Опять исчез… зачем-то… в полутьму.

Ведь я ему… к чему?…

…Ну и не надо. Я создам свой мир –

где в сказку превращу смешную быль я…

и пусть кусает локти мой кумир!

…Вот только распахну пошире крылья.

(романтично-возвышенно) Шепчу себе – лети! На небесах

такую красоту разлила лунность!!

…Я наготой в бездонность окунулась,

звёзд искорки рассыпав в волосах.

Прости, земля – далёкая… прости…

Стремлюсь в мечту с неудержимой силой!

Ты бренность тела в небо отпустила –

барашки туч средь райских кущ пасти.

Ты подарила неземные сны,

но… ждёшь меня – так терпеливо… мудро.

Я возвращусь. И принесу, под утро,

стих, сотканный из лунной желтизны.

ОН: (возникает в плаще Демона) К чему стихи? В стихах – сплошная ложь.

ОНА: Я – искренна.

ОН: А смысла – не поймёшь. (издевательски комментирует только что услышанное)

Красавица, взмывающая ввысь –

влекущая в любовь, ведьмачка… вамп…

нагая… на метле… средь звёздных ламп…

с потоком слёз и… рифмою кривою…

И жёлтая луна – прекрасный штамп!

Давай совместно на неё повоем!

Как два поэта!

ОНА: Подожди! Уймись!

ОН: Уняться? Для чего? Я начал только…

ОНА: (смеясь) Ну, ты пошляк!

ОН: Пошляк? Совсем нисколько. (сбрасывая плащ, перевоплощается в южного горячего соблазнителя. Очень наглого)

Нэ успэл проснуться птичка –

Уже клю́ет червячков.

Я с тобой – не по привычке!

Я умнее дурачков!

Обнимаю. Опыляю.

Примагниченный к… везде –

Возбуждаюсь. Воспаляю.

Обожаю. И т.д.

Я тебе целую в рот.

Ну а ты – наоборот.

…Вот.

 

В процессе монолога, персонаж воплощает сказанные слова в действие. И получает заслуженную пощёчину.

ОН: (накидывая плащ и, соответственно, снова перевоплощаясь в Демона – невозмутимо) И что тебя смущает?

ОНА: Он пошляк.

Прилипчивый и наглый.

ОН: В чём проблема?

Так на тебя не угодишь никак:

то письма жжёшь… то ухажёр – не в теме…

ОНА: Он руки распускает!

ОН: (рационально-логично) Он хотел…

был повод… отчего ж не распуститься?

Любовь без рук – что без полёта птица.

Признайся, только честно… в жажде тел…

как всякая нормальная… живая –

ты ж хочешь… наглеца?!

ОНА: Не в этом роде.

ОН: (решительно) Изволь. Свой новый раунд – открываю

в традиционном русском хороводе!

Подхватив под руку героиню, изображает с ней хоровод – убедительно… как это может делать только Демон. И также обворожительно поёт.

Подлетела к соколу соколица белая.

Робкая-несмелая – всё-то вьётся около.

Дева светлоокая, робкая-несмелая

соколица белая подлетела к соколу.

Потянулась утица к молодому селезню.

Льнёт к желанному, в огню – милуется-любится.

Любится-милуется, льнёт к желанному, в огню –

к молодому селезню потянулась утица.

(прерывая пение, комментирует происходящее)

Смотри, как увлекает хоровод…

так ровно, повелительно ведёт…

куда ведёт? Тебе какое дело?!

Есть предназначенность. Прими её, как факт:

из древних лет, в России правят – фарт…

и вера, что на грани беспредела!

…Как назначено судьбою, во родном краю́ –

то ли плачу, то ли вою, то ли песнь пою…

то живу – то выживаю… то в мечту – то в пе́тлю…

Я другой страны не знаю – есть ли лучше? …нет ли?

(с энтузиазмом, на грани отчаяния)

Эх ты, жизнь моя – разгульная-убогая!

Хоть в аду страдает тело, сам – у Бога я!

Весь расхристан… силы нет… крива дороженька…

ковыляют по тропинке босы ноженьки.

Пусть короткий век кукушки напророчили…

Яйца курицу учили – плохо кончили!

 

(вновь переходя на хороводную песню)

Из гнезда родимого уплыла лебёдушка –

хочется молодушке к милому-любимому.

К любимому-милому хочется молодушке –

уплыла лебёдушка из гнезда родимого.

ОНА: (решительно останавливаясь) При чём тут хоровод?

ОН: При том, подруга,

Что ты всё время бегаешь по кругу:

того – боясь, другого – не любя…

ты повторяешься… весьма однообразно.

ОНА: И что ты предлагаешь?

ОН: Всяко-разно… (задумчиво)

Ну… поглядеть, к примеру… на себя.

Предположить, что это ТЫ – плоха.

Глядишь… да и… получишь жениха?

ОНА: Или… страну, чтоб в ней найти покой.

…Ведь есть же где-то… светлый край – такой?

ОН: Вообрази, что это ты – странна.

А не… страна! (исчезает)

ОНА: (раздумья… вслух)

Броня крепка и танки – хоть куда…

И всюду враг, готовый к нападенью…

И бесполезно ожидать, когда

к нам подойдёт на помощь подкрепленье……

…Струится нить, сплетённая судьбой –

в пугающе-неведомую дальность…

Удавкой обвивает нас с тобой,

зовёт на бой – державная ментальность!

Остановись мгновенье!.. Хоть на час!!

Но птица-тройка рвётся прочь… галопом –

как будто кто с Небес назначил нас

быть пугалом изнеженной Европы.

…Стремятся мотыльки на блеск огня,

восторженными вспышками сгорая.

То будущность – обманчиво маня,

нам обещает безмятежность рая.

Земля моя, любовь моя и… жуть…

привычный мат – молитвы продолженье.

Туманны перспективы… темен путь…

А время ускоряет темп движенья!..

И не исправить прошлое никак.

И мотыльков влечёт свечи маяк… (застывает)

ОН: (врываясь в действие, как всегда, неожиданно) Стих с музыкой – звучат, а ты… стоишь!!

ОНА: (сонно-безразлично) И пусть звучат…

ОН: Ведь это – жизнь проходит!

Ты чувствуешь?!

…Не чувствуешь. Глуха.

ОНА: (приходя в себя, от возмущения) Я попросила бы!

ОН: Проси. Получишь… шиш.

Не ценящие музыку стиха –

относятся к бессмысленной породе

педантов, не болеющих душой.

ОНА: А ты, выходит… чувственник большой?

Мне помнится, не далее, как… здесь,

ты говорил немножечко… иначе:

«В стихах – сплошная ложь! К чему стихи?»

Мол… все они – бессмысленны… плохи…

ОН: Не придирайся. То – слова из пьес.

Сказал… забыл.

…Слова немного значат.

Мне кажется… что я тебя люблю.

ОНА: Опять – слова из пьес?

ОН: Увы… не знаю.

Я сам себя давно не понимаю –

в цитатах из ролей, запутан весь…

ОНА: Нда… трудно в этой жизни кобелю.

ОН: Нет. Тут другое. Словно… влез в петлю…

Замучился. Не разобрать, порою:

где в жизни – я? А где – мои герои?

(трясёт героиню, как грушу) …Лебёдушкой плыви!! Ровнее спинку!!!

ОНА: Наплавалась! Довольно!

ОН: Как прикажешь.

Плыви себе… гусыней! Можешь даже…

погоготать калинкою-малинкой!

ОНА: Ты издеваешься?!!!

ОН: Нет. Есть ещё сиртаки –

прекрасный танец греческой земли.

Не любишь гречку?

ОНА: (в полном недоумении) Гречку?!…

ОН: (издевательски-суетливо исчезая) …все ушли,

пока меж ними не дошло до драки.

ОНА: (озадаченно) Что это было?!

…Он такой смешной,

незащищённый. И чуть-чуть… опасный –

настойчивый… неотвратимый… властный…

…Чудной. (берёт гитару, поёт старинный романс)

Ах, Вы – не тот, о ком мечтала я…

Зачем же в сердце поселилась рана?

Быть может, Вы пришли немножко рано,

душа моя?

Ах, Вы – не тот! Но отчего же взгляд

неотразим и горестно-настойчив?

Зачем мне душу сладостно щекочет

Ваш голос-яд?

ОН: (выглядывая из-за кулис, в образе Демона) Щекочет сильно?

ОНА: Силы нет терпеть!

ОН: Ты… не терпи. Нырни в потоки чувства

и, опираясь о земную твердь –

возвысь любовь до уровня искусства!

ОНА: До уровня искусства? Ну... держись.

Посоревнуемся – за главный приз!

(читает очень артистично)

Ты, любимый, такой смешной –

всё-то зябнешь душой застылой!..

Я не буду твоей женой,

буду, просто – желанной… милой.

Мы привыкнем! Ведь всё – о'кей!

Нам ли, право, гневить Бога?

…Ты меня нарисуй в стихе,

чтоб хоть в слове совпасть… немного.

ОН: (скинув плащ, задумчиво… на этот раз, он – романтический юноша)

Один лишь взгляд – и протянулась нить

меж мною и…

не знаю – кто ты? Что ты?

Но… пробежала искра. Вспышке – быть!

Или… не быть. Но ведь возникло... что-то,

что побуждает – догонять… любить?…

Иль… не возникло?… чиркнув мимолётно –

чтоб, взгляды отведя… забыть?

…Забыть?!!!

КАК мухе, в паутине – стать свободной?!!

Как сердцу биться… с равнодушной силой

…когда любовь – в желаньях… горяча?!

Сияю мотыльком во взгляде… милой –

загадочной… влекущей, как… свеча.

Так просто здравый смысл накренить:

всего лишь… взгляд. И между нами – нить.

ОНА: Всего лишь нить?

ОН: (накидывая плащ обратно) Да. И давно она –

натянутая звонкая струна!

Тем выше тон, чем больше притяженье.

ОНА: (с сомнением) Не надорвись от перенапряженья?

ОН: Не бойся, милая. Не надорвусь.

Танцуем – блюз!!

(с демоническим энтузиазмом, увлекая героиню в чувственно-синкопированный танец)

Облю́зывая звуки

подушечками пальцев,

вминая кости клавиш

в бездонное ничто,

ткань терпкой, сладкой муки

натянута на пяльцы…

Что было – не исправишь,

но… пробудилось то,

о чём, попыткой джаза,

массировали  руки –

дар плоти искушённой

любовному костру!..

…Безбрежностью экстаза

облю́зывая звуки

гудящих… возбуждённых…

разворошённых струн… (неожиданно останавливается)

ОНА: Какой ты чувственный! Куда ты?!!

ОН: Поспешу –

рожденный блюз в тетрадку запишу! (убегает)

ОНА: И этот убежал… не понимаю:

ОНИ чудны́, иль это я… такая?

(решительно)

…И, всё-таки, не погружаясь грусть,

я потерплю… коль нужно. Я – дождусь!

(задумчиво-романтично)

 

Луна струится серебром

в мерцающую сказку сада –

не пробуждай меня, не надо!

Я буду сном…

Закрой глаза и погляди

в мои глаза там – в сновиденьи…

ветвей ночных переплетенье

не разводи.

Я жду в полночной глубине,

цветочный аромат вдыхая.

Мы – наяву, в чащобе рая,

как бы… во сне.

Пьянит загадками весна,

любовь безумную пророча…

Во всей вселенной этой ночью –

мы… и луна.………

(снова берёт гитару, допевает, недопетый ранее, старинный романс)

Ах, Вы – не тот! Но разве в этом суть,

когда порыв так нестерпимо-страстен?

Я всё-таки отвечу Вам согласьем

…когда-нибудь.

ОН: (из-за кулис) Согласием? Согласен. Поиграй

со мной в любовь!

ОНА: Ты… кто?

ОН: Ты… угадай.

 

Появляется в образе Демона.

 

…Сын вольницы и вдохновенных песен,

которому свобода – отчий дом.

Кто может врать, но пред судьбою – честен.

ОНА: Кто врёт, но честен? Видится с трудом…

ОН: Ты присмотрись. Всё в жизни – неспроста.

Что… если… это я – твоя мечта?

(доверительно)

…Давай сбежим – от жизни и забот,

от тюрем городов и комнат тесных?..

Мы станем жить – как вольный зверь живёт…

и спать – в свободе, под шатром небесным…

Научимся: угадывать судьбу…

шагая по земле, быть к звёздам ближе…

И, затевая страсти ворожбу,

детёнышей воспитывать – таких же…

Скидывает плащ – в облике цыгана. Вдохновенно поёт.

 

Кочевая кибитка в поле –

лучше сытости и дворца.

Кто отравлен цыганской долей,

станет странствовать до конца!..

ОНА: …Ты предлагаешь убежать? Куда?!

ОН: Без разницы – куда поскачут кони!

Лететь вперёд, скрываясь от погони,

не ведая покоя никогда!

Любить – одну свободу!..

ОНА: А меня?

ОН: Тебя – желать!!! Невиданным желаньем –

воспламеняя чувства от огня!!!

ОНА: А кончится огонь? Что делать станем?

ОН: (поёт ещё более страстно ) Окунайся в судьбы раздолье,

всем ветрам подставляй лицо!

Если парень душой на воле,

не удержит его кольцо!..

ОНА: (безапелляционно) Кольцо – или… никак!

ОН: Не торопись.

Есть ты… и я – к чему сердцам оковы?

Давай умчимся в дальние края!!!

Давай забудем всё…

ОНА: Остановись.

Ты так самодостаточен… раскован,

ты любишь целый мир. Но где в нём… я?

ОН: (поёт с запредельным вдохновением) Благодатной земли безбрежье –

обойми. И сходи с ума!

Если сердце горит надеждой,

не схоронит тебя тюрьма!!!..

ОНА: (прерывая его песню) Прости, любимый, я отвечу – нет.

Я – не такая…

ОН: (с энтузиазмом, на грани отчаяния) Нас зовёт рассвет!!!!

Спешим – туда, где только страсть кругом!!!

Где чувствам от желанья – горячо!!!!

Где нет границ!!! Где не дымят мозгами!!!!!!!..

ОНА: Ты должен быть для женщины – плечом

(чтоб опереться… и построить дом…)

…А не «в рассвет» бегущими ногами.

Поёшь красиво. Очень. Но и… только.

С тобою не пойду. Не обольщай.

В кибитке жить – желанья нет нисколько.

Прощай!

Пытается вытолкнуть героя со сцены. Не тут-то было! Накинув плащ, он снова – Демон.

 

ОН: (перехватывая инициативу)  

К чему поспешность? Сложим… оригами

из наших душ, во имя красоты –

откроем дверцу золотым ключом!

Сплетая кисти, окунём любовь

в красители, сгущающие кровь!

ОНА: Какая дверца, милый?! Ты… о чём?

ОН: Нас ждёт судьба… в кроваво-красной гамме…

в чудесной колористике мечты!

Сольёмся в ней навеки – я и ты!!!

Надеждой разрисуем полотно –

да будет незаконченным оно!

Подхватив совершенно ошалевшую героиню, вытаскивает её на авансцену.

Танцуй… кан-кан!!! Будь к авансцене ближе…

вообрази себе, что ты – в Париже!

…Ах, кан-кан, какой шарман –

на паркетный глянец

вспрыгнул, страстью обуян,

эротичный танец!

Мы смотрели в варьете,

как танцуют тёти –

так швыряли ноги вверх,

что блестел животик!

ОНА: Причём тут варьете?

ОН: (с неожиданным раздражением) А я – причём?!!!

Я на тебя всено́щно обречён?

Мне хочется обычного покоя.

Я в праве – отдыхать! И всё такое…

Пришла в мою гримёрку. И диктуешь –

каким мне быть, как развлекать тебя…

Ночь целую не сплю, тебя… любя!

Всё – недовольна! Всё грустишь... тоскуешь… (решительно уходит прочь)

ОНА: (вдогонку) Я вовсе не грущу!!!

Ну вот… ушёл.

Ему со мною – что… нехорошо?

(с надрывом) …Так хотелось поверить в чушь

поэтического слиянья!

Только… близость похожих душ

вдруг споткнулась о расстоянье.

…Наверное, он прав. Я, для него –

назойливая муха, чьё жужжанье

лишь раздражает нудным обожаньем.

Я – муха… Муха!!

Больше ничего.

Влюблённо-бессловесная. Немая.

Зачем жужжу? Сама не понимаю…

ОН: (появляясь, как чёртик из табакерки) А вот и я!

ОНА: Опять? Не надоело?!

ОН: Нам надобно дойти до беспредела –

до буйства чувств. И горя… без ума.

Есть несколько забавных персонажей…

таких чудны́х – ты рассмеёшься даже!

Представь себе: герой… на тонких ножках –

спешит к мечте, но падает… немножко.

Или другой: красавец, удалец…

но, в ближнем рассмотрении… подлец.

ОНА: Так много масок – ни одной нормальной.

ОН: Я ж – персонаж… по Автора веленью!

Мне неприлично быть без… отклоненья.

А вот ещё: ревнивец аномальный…

…Ну посуди, пожалуйста, сама:

без лёгкой сдвижки мозга, жизнь скучна –

неинтересна зрителю она.

Всем хочется закрученных коллизий.

И в каждом драматическом твореньи:

то полный идиот – в герои вылез,

то ум – в необъяснимом затемненьи.

…Нас Автор устремил дорогой к раю –

сознаньем балансируя по краю.

Проводим жизнь, чужую роль играя…

шипами смысла – сердце обдирая…

И тянется, как сон, одно и то же:

явь с выдумкой, что близнецы, похожи!

…Куда ни кинешь взгляд – сплошная… сцена!

С набором штампов… не сказать, чтоб разных…

с психическим заскоком, непременно…

Весь мир – театр… в изысканном маразме!

ОНА: (прерывая разглагольствования… и ритм стиха)

Для чего ты ко мне пришёл?

ОН: Что… обиделась? Вот дурёха.

Хорошо, когда всё хорошо.

И не очень – когда плохо…

…но ты не бойся. В жизни мы, актёры,

такие же, как все.

…Увидишь скоро.

Куда же ты?!!

ОНА: Домой пора давно.

Застанут здесь меня…

ОН: Взгляни в окно –

пришёл рассвет! С ним новый день грядёт:

сияющими красками раскрашен,

он солнцем согревающим взойдёт…

Куда спешишь? Твой бог совсем не страшен!

Он явится тебе перед спектаклем.

Ведь ты пришла сюда – к нему? Не так ли?

ОНА: Мой… бог?!

ОН: Кумир. Вещатель персонажей,

невиданный пример актёрской силы!

Он нам со сцены обо всём расскажет:

о том – что будет… и о том – что было…

ОНА: Пусть будет без меня. Он мне – не важен!

…Мне и его ролей – вот так хватило! (уходит)

 

Герой задумчиво зевает, оглядывается.

 

ОН: Привидится ж… средь ночи. Полный вздор:

то явная победа… то позор…

то вверх… то вниз… то прямо… то обратно…

то я – герой… то выгляжу – отвратно…

…Любовь – сродни американским горкам.

Ведь говорили ж мне: «Не спи в гримёрке!» (укутывается в плащ Демона… ложится спать дальше)

ЗАНАВЕС

__________________________

Контактные данные:

boch-tdnl@yandex.ru

тел. +7-903-73-73-578 (Дмитрий)

Комментарии закрыты.