В КОРОБКЕ ГОЛОВЫ

Андрей Демьяненко – текст пьесы,

Василевская Ольга – все стихи,

кроме «Этот мир уникальная театральная постановка...»,

«Золото осени».

«Этот мир уникальная театральная постановка...», «Золото осени» – Демьяненко Андрей

  • В коробке головы

  • (пьеса для картонной коробки, двух поэтесс и автомата с газированной водой)

Место действия – предположительно Петербург. Но у Петербурга много лиц. Он может быть Москвой, Новосибирском или Римом.

Действующие лица и персонажи – Он и Она.

Большая картонная коробка. Очень большая, квадратная коробка. В человеческий рост. Два тела. Он и она.

Он садится, смотрит ошалело, зевает. Трет виски, что-то припоминает.

Читает стишок

 

Нас двое… мы вместе –
Пьеро и сатир –
В загадочном, сказочном месте…
Мне просто был тесен
Обыденный мир…
А ты не поймёшь моих песен…

Железная тара,
Глухая стена…
И воздух, печальный и старый…
Сижу без гитары,
Без карт и вина
И жду, как дурак, санитара…

 

Отваливается.

Храп.

Она поворачивается и случайно бьет его рукой.

Он поворачивается. Храп прекращается.

Они не знают о присутствии друг друга. Они не оглядываются.

Она поступает аналогично: садится, смотрит ошалело, зевает. Трет виски, что-то припоминает.

Читает стишок

 

Мой мир, похожий на сундук,
Вдали от всех храню.
Боясь чужих и грубых рук,
Опять кую броню.
А вне него такая мгла…
И людям невдомёк,
Что то, что всем раздать могла,
Сложила под замок…

Отваливается.

Она откидывается, но ей не спится. Она встает и начинает обследовать коробку.

Натыкается на второго.

Ей кажется, что он мертв.

Испуг от первого прикосновения.

Она: Ты кто?

Он: Что бы я помнил! А ты?

Она: А я... А я человек.

Он: Тогда я, наверное, тоже человек.

Она: А ты что-нибудь помнишь еще?

Он читает часть текста, но вдруг вспоминает, что это рассказ или стишок.

Он: «Такая сегодня погода переменчивая…
То нагловатое солнце облизывает подоконник, то серые тучи норовят обрызгать землю первыми грозовыми каплями.
Такая вот весна…

Я сегодня смотрю сквозь окно в своём кабинете, и радуюсь…
Эх, к чему бы?
Вот такая радость без причины никогда ни к чему хорошему не приводит. И почему нам не дают просто радоваться?

Ощущение такое, что мне ничего не надо делать, а только сидеть вот так – и моё время остановится. Только сиди – и смотри…
И тогда можно будет подумать – и перемотать жизнь за окном назад и вперёд, замедлить можно будет...»

Она увлеченно слушает.

Он: Но это по-моему литературный текст.

Она: А чего ты мне тогда голову морочишь?

Он: Что вспомнил, то и читаю.

Она: А где мы вообще?

Они оглядываются.

Он: (пожимая плечами) В коробке. Обычная картонная коробка.

Она: Тогда это не странно. Это обычно. (с иронией) Я каждый день попадаю в картонную коробку.

Он: Да? Действительно... Чего странного? (И приходит ему в голову мысль) А вдруг вокруг коробки вообще ничего нет!

Она: Такого не может быть. Должна же быть хотя бы пустота.

Он: Не придирайся. Ты как моя бывшая жена.

Он внимательно на Нее смотрит.

Он: А может ты она и есть? Хотя нет. Не похоже.

Она: О!!!

Он: Что?

Она: Ты начинаешь вспоминать. Ты был женат.

Он: Ты права. Давай, теперь и ты повспоминай.

Она:

 Птицы срывались в двери и
падали в никуда.
Люди опять не верили,
видели - там вода.

...Скучными параллелями
тянутся провода…

Слушали это лето мы
честно, до тошноты,
мерили километрами
радости и мечты.

...Птицы сливались с ветром и
прятались под мосты…

Бодро шагали скверами,
прыгали в поезда.
Дни облачались в серое,
без ярлыков, без дат.

…На нотном стане серии
серы, песка и льда…

Книги, шурша страницами,
были, как спирт, чисты.
Люди смеялись лицами,
пряча свои хвосты.

...Рыбы питались птицами,
сплёвывая хребты...

Он: И что это?

Она пожимает плечами.

Она: Не знаю. Пришло на ум. Может, я поэт?

Он: Скорее, поэтесса. Ты же женщина.

Она: Ну, да. Человек. Женщина. Поэтесса. Уже выстраивается определенный ряд. Остается вылезти из этой коробки.

Он: Мне не хочется. А вдруг там действительно пустота. Вот представь себе: мы вылезаем, а там ничего.

Они вылезают из коробки в пустоту и падают. Они орут. Размахивают руками.

Она: Тогда мы вскочим в коробку обратно.

Он. Если она не улетит! Она дает иллюзию защищенности! Будто в домике!

Она: А мы прицепимся к коробке ниточкой и заползем обратно, когда надоест лететь отдельно!

Они карабкаются по нитке и забираются в коробку.

Он: Достаточно неприятно падать в пустоте без коробки.

Она: Было бы еще страшнее, если бы мы падали по отдельности.

Он: Меня беспокоит то, что мы представляли падение. Ведь это пустота. Возможно, мы взлетали. Почему мы так привязаны к падению?

Она: Попробуем? Вылезем?

Он: А может, там ещё одна картонная коробка. А там еще и еще.

Она: Это похоже на фильм ужасов.

Он: Мне кажется есть намного белее ужасные вещи, чем показывают в фильмах.

Она: О! Мы вспомнили о том, что существуют фильмы ужасов.

Он: И более ужасные вещи. Но мне почему-то приятнее думать о хорошем.

Она: Может, ты оптимист?

Он: Неа, мне просто приятно думать о хороших вещах. Причем здесь оптимизм?

Этот миг – уникальная театральная постановка,

шедевр утра глаза распахнул,

на лице неба луна и солнце,

шапка облака тоже тут,

кисти сосен наносят грим,

закрасили губы заката,

мы с подругой сидим, говорим

о том, что не бывает утраты,

есть находки, приобретения,

плавное перетекание,

и классика следующего мгновения –

вершина эпохи моих свиданий.

Она: А если там просто город? Я помню, что такое город.

Он: Я тоже помню. Представляешь! Вот смехота! Мы такие сейчас сидим на Дворцовой площади в коробке и разговариваем!

Они выбираются из коробки.

Она: Смотри ангел.

Он: Тепленько, солнце пригревает.

Стишки про город.

Она:

Ветер расплескал закат малиновый
на еще не окрылённый лес,
облака стояли кринолинами
под ажурной юбкою небес,

щурилась проёмами оконными
улица, подмигивая мне,
самолеты птицами картонными
проплывали в пряной тишине...,

то и дело снег ещё взъерошивал,
поднимал воротники пальто,
но его уже, как что-то прошлое,
попросту не замечал никто,

и как парафин от солнца таяли
девятиэтажные дома...
Словно пояс с постройневшей талии,
соскользнула с города зима.

 

Он: И чего мы в коробке сидели? Могли бы гулять. Пойдем трогать атлантам их большие пальцы ног.

Она: А зачем?

Он: Как зачем? Ты разве не знаешь, что так сбываются желания, когда прикоснешься к большому пальцу ноги атланта.

Она: И что ты загадаешь?

Он: Я еще не решил. Решу в прикосновении.

Она: Счастья, может?

Он. А чего его загадывать? Меня всё устраивает.

Она: Может, чтобы вспомнить?

Он: А вдруг мы вспомним и нам это не понравится?

Она: Да, страшненько.

Он: А мы и так всё вспомним.

Они забираются обратно в коробку.

Она: Странно выбираться из коробки даже если там город. Даже если там атланты. Вдруг они подумают, что мы бомжи.

Он: Мы не бомжи. У нас коробка.

Она: Вообще, странен человек забирающийся или выбирающийся из коробки...

Он: Мне кажется важнее вопрос не «где мы», а «зачем мы здесь»?

Она: И зачем по-твоему?

Он: Как зачем? Мужчина и женщина помещены в коробку. Неизвестно где. По-моему это очевидно.

Она: Воооот! Мы вспомнили о любви!

Он: (прислушиваясь) слышишь?

Она: (прислушиваясь) Что?

Он: Ощущаешь?

Она: (шепотом) Кажется да!

Он: (громко) Не чувствую!

Она: Что?! Что не чувствуешь?!

Он: Любви не чувствую!!!

Она: Досадно... Может, мы о ней забыли?

Он: Да, о чувствах постоянно забывают. Может, тупо секс?

Они смотрят друг на друга. Их лица сближаются.

Он: Секс без любви – это тупо. Хотя увлекательно.

Она: Я помню, что такое секс.

Он: А я не могу вспомнить. Помню восторг.

Она: А вдруг я замужем?

Он: Ну и что?

Она: Я не хочу изменять мужу.

Он: Я тоже.

Их губы почти касаются.

Она: Что тоже?

Он: Не хочу изменять твоему мужу. Вдруг он хороший человек.

Они отталкиваются друг от друга, смотрят в разные стороны.

Стишки про любовь.

Она:

Пусть ты накричишь лучше, чем будешь сидеть, молчать
о чем-то своём, пусть пока ещё и не нашем.
Жизнь - это тоже, в общем, своеобразный чат...
Если не в нем, то нигде ни о чем не скажем.

Ты, может, не знаешь, как много в твоих глазах,
того, что не ляжет чернилами ни на какую бумагу...
И пусть мир вокруг нас рассыпется в пух и прах -
поверь, иногда разрушение тоже бывает во благо...

И если мне больно, то значит - ещё живу,
и если мне страшно - не значит, что все исчезнет.
И лодочка наша мала, одинока, но всем назло - на плаву,
и как говорится, "и в здравии, и в болезни..."

Ты можешь не верить в смешные мои мечты,
ты можешь над ними даже всерьёз смеяться!
Они, ведь, не главное... Главное - это ты -
мечта, что была всегда, и должна остаться...

Он: Ты мне очень нравишься.

Она: Ты мне тоже.

Он: А ведь я не подумал о своей жене. Вдруг она у меня есть и она тоже хорошая, как и твой муж.

Она: Зато я подумала.

Он: Что подумала?

Она: Подумала, что вдруг ты женат...

Он: Но вернемся к тому с чего начали. К сексу без обязательств.

Она: Я думала, что мы только все решили.

Он: Ничего не решили. Оставили в подвешенном состоянии. Но это я по инерции. Вопрос был другой: зачем мы здесь?

Она: Нас хотят убить.

Он: Ага. Засунули в коробку и несут топить.

Она: Что-то вроде. Но мы вроде не двигаемся.

Он: Они проводят психологические тесты.

Она: Да?

Он: Это спецслужбы.

Она: Да.

Он: Или с нами снимают телешоу!

Она: Да!

Он: Нас похитили инопланетяне.

Она: Да!

Он: Они всех своих пленников сажают в картонные коробки.

Она: Да... Да вообще, все это бред. Всё пахнет абсурдом.

Он: Картонной коробкой все здесь пахнет.

Она: Давай, проковыряем дырочку...

Она тянется к стене коробки с намерением ее продырявить.

Он: (криком) Не смей!

Она вздрагивает.

Он: Извини, за крик...

Она: Почему?

Он: Ева когда-то надкусила яблоко.

Она: Но это коробка!

Он: А может так выглядит яблоко изнутри.

Она: Но я хочу посмотреть на то, что там.

Он: Вот так и с яблоком было. Она твердила и твердила: «Но я хочу его надкусить!»

Она: Представляешь, мы вспомнили о первородном грехе. Хотя нас тогда еще не было. Такое вообще возможно?

Он: Мне кажется, я что-то начинаю вспоминать... Автомат с газировкой... Автомат с газированной водой тебе ничего не говорит?

Она: Пить хочется. Да, вообще, как они посмели нас посадить в коробку?

Он: (значительно, с поднятым вверх перстом) нас!

Она: Да! Нас!

Он: Но кто они? Коробочные человечки? Психологи? Шоумены? Маньяки усаживатели людей в коробки?

Она: Не знаю. Я вспоминаю какие-то стоки. Они вплывают... проплывают через голову. И хочется их произносить.

Переверну небрежно лист,
не дописав тебе ответа –
я разобьюсь о грани света,
лишь сделав шаг из-за кулис…

И твой вопрос застыл, повис,
оставшись частью страсти лета…
Я не отвечу. Я допета.
Я растворюсь в толпе актрис…

Партер срывается на визг –
взлететь пытаюсь с края рампы,
встаю несмело на пуанты
под крики трепетные «Бис!»…

…Но в зале резко гаснут лампы –
и я лечу…
безмолвно…
вниз…

 

Он: Может ты актриса?

Она: Я поэтесса.

Он: (с восторгом) Да! Точно! Я тоже!

Она: Поэт?

Он: Нет! Поэтесса!!!

Она смотрит на него с недоумением.

Она: Ты чего из этих что ли? Ты гей?

Он: Ты хочешь сказать, что все поэтессы геи?

Она: Ты запутал меня.

Он: Не запутал. Мы в коробке.

Она: Но ты так и не ответил.

Он: Я вспомнил! Вспомнил! Я первый в мире мужик – поэтесса!

Она: Странное сочетание.

Он: Ничего странного. А ты не находишь странным, что многие поэтессы становятся беспричинно поэтами. И даже сами не могут это объяснить. Все эти переименования связанны с качеством поэзии. Считается, что женская поэзия плоха. А мужская хороша.

Она: Но это же бред.

Он: Я и говорю: это бред.  Просто есть поэзия и всё.

Она: Зачем вот этот твой выпендреж?

Он. Я хочу наглядно показать абсурдность миграции поэтесс в поэты, сделать это еще более абсурдным. 

Она: А зачем?

Он: Сделать ситуацию смешной и нелепой.

Она: Аааа, чтобы поржать.

Он: Не без этого. Но основная мысль другая. Мало кто хочет оказаться в нелепом и смешном положении. И все вернуться в положение естественное.

Она: А может это неестественно, что мы сидим в картонной коробке? Может, проковыряем дырочку? Посмотрим?

Он: (ложась) Неее... Если я поэт, то мне должно быть везде хорошо. У меня есть приют, бумага.

Она: Где бумага?

Он: Вокруг нас. А писать я могу ногтем. Или взглядом. У меня есть собственная личная муза.

Она: Ты прав. Что еще надо, если я поэтесса?

Ложится рядом, нога на ногу.

Начинает читать стих.

Она:

Ничего не весит пустота…
Но попробуй - вынеси её!
День за днём проходят просто так,
тянут за собой житьё-бытьё…

И молчанье падает на дно,
камнем в глубину моей души -
на слова скупимся мы давно,
говорить и слушать не спешим…

Взаперти томится стайкой птиц
всё, что не сказали без причин…
Их, прошу, на волю отпусти,
дай свободу птицам - не молчи!

Пусть летят! Пусть набирают вес,
набирают с весом высоту!
Ведь слова бескрылы, если все
люди выбирают немоту.

Чтобы было всё не просто так,
чтобы жизнь прожить хватило сил,
пусть ни с чем уходит пустота!
Нам её в себе не унести...

Он: Знаешь, мне постоянно вспоминается автомат с газированной водой.

Она: Может он – часть стиха?

Он: А тебе он не вспоминается?

Она: Ты просто хочешь пить.

Он: Дело не в этом.

Она: Здесь нет еды и питья. Будет странно помереть от жажды в картонной коробке.

Он: Я лично не собираюсь умирать. И это невозможно. В данной конкретной коробке... Тьфу! Я хотел сказать реальности! В данной конкретной реальности это невозможно.

Она: А я вспоминаю, что всё конечно. Даже жизнь.

Он: А я вспоминаю автомат с газировкой. Он наливает воду за стихи. Помнишь? Он появился в Городе. У него нет монетоприемника.

Он вылезает из коробки, подходит к автомату, ищет куда опустить монетку. Стукает автомат.

Он: Я помню этот автомат. И я помню тебя. Именно ты подсказала мне, что надо прочитать стишок собственного сочинения.

Она вылезает из коробки, подходит к нему.

Она: Нужно прочитать стишок собственного сочинения и он нальет воду.

Он: Вы издеваетесь?

Она: На классику не работает. Хорошо прочтете, даже с газировкой нальет.

Он: Золото осени искать не надо,

оно само любого найдет,

оно выглядывает из каждого сада,

прилипает на каждый сапог.

Его измеряют не в граммах, а в тоннах,

и не заметить его нельзя.

Его сметают сердитые дворники

и носят красавицы в волосах.

Всё это золото копейки не стоит,

и, согласитесь, оно бесценно, –

каждый лист внесен судьбою

в мозаику красоты мгновений.

Автомат наливает воду. Он предлагает ей. Она отказывается.

Она: Да-да! Я вспоминаю!

Он: Автомат этот еще исполняет желания. Я вспомнил! Я вспомнил, что я подумал!

Она: Не скажешь мне?

Он: Я подумал...

Она: Подожди! Подожди! Вдруг не сбудется!

Он: Я подумал: вот бы встретить хорошего человека, с которым можно было бы повести всю жизнь хоть в картонной коробке, хоть где... И оказался в коробке.

Она: Я тоже подумала нечто такое...

Он: Работает. Работает автомат.

Она: И что, хороший человек, мы посидим в коробке целую жизнь?

Они забираются в коробку.

Он: Вообще-то то было бы странно.

Она: Может, пойдем? Посмотрим... Мы же вроде разобрались во всём. И зачем мы. И кто мы. И где мы. Может, пора выяснить, где стоит коробка?

Он: Если она на кровати, то займемся сексом.

Она: А если в ресторане, то я буду омары.

Он: А если в самолете, то мы летим в Рим.

Она: А я в Хабаровск.

Он: Хабаровск – тоже неплохо, но давай сначала в Рим.

Она: Ладно. Пусть так. Италия. Идем?

Он: Или Франция?

Она: Разберемся. Но в России мы должны успеть к ужину. Я хочу вареную картошку с солеными огурцами. И котлету. Пойдем?

Он: Погоди... Понимаешь, я выдумал этот автомат.

Она: Не понимаю.

Он: Я автор миниатюры про автомат с газировкой, который наливает воду за стихи.

Она: И что это меняет?

Он: Ничего.

Он бьет по коробке и та рассыпается.

Рядом стоит автомат. Вокруг Петербург. Светает.

Он: Хочешь пить?
Они подходят к автомату. Она прикасается к автомату.

Читает стих.

Весна наступает со всех четырех сторон,
жжёт чувством шестым в окруженьи пяти углов…
И пусть это слово не ново - как мир старо,
но вновь, невесома, вступает в права любовь.

Бездонное небо в резном ожерелье звёзд:
ни выпить, ни вылить, увидеть - сойти с ума.
И пусть по законам негласным исход так прост -
но снова уходит усталая вдрызг зима...

Но снова так заново молод и чуден мир,
сорвавшись с петель, распрямляя витки пружин!
И кажется лучшей из всех сочинённых игр
в рассвете весеннем рождающаяся жизнь…

 

Автомат наливает воду.

Она пьет воду. Он смотрит на нее. Встает солнце.

ЗТМ.

Они в коробке. Повторение начала.

Он: Это ты? Это ты подумала?

Она: Да.

ЗТМ.

Начало следующей истории – в следующей пьесе ))

Комментарии закрыты.