Сцена представляет собой фрагмент старого парка. В центре стоит обычная парковая скамья. Слева, сзади появляется ИОЛАНТА. Свет на неё. Сначала она играет на скрипке.
ИОЛАНТА. Весной одна тысяча восемьсот пятого года на этом самом месте проезжала карета подданного Неаполитанского королевства, прибывшего в Российскую Империю по государственным делам. Неожиданно для путешественников дверь кареты распахнулась и из неё выскочила девушка двадцати трех лет и быстро побежала в сторону пруда. Никто не успел опомниться, как она прыгнула с обрыва в воду и там закончила свой земной путь... Звали девушку Иоланта Бертруччи. Она была дочерью посланника Неаполитанского королевства в Российской Империи при дворе Его Императорского Величества Александра Первого...
ИОЛАНТА уходит на задний план. Основной свет.. Появляется АНДРЕЙ. Одет он несколько старомодно. У него в руках цветы и бутылка вина. Но при этом вид у него не как у человека, пришедшего на свидание. По всему видно, что он чем-то глубоко расстроен. Он садится на лавку, кладет рядом с собой цветы и ставит бутылку с вином. Спустя какое-то время появляется ЛЕРА. Она одета немного странно: на ней длинное концертное платье с глубоким вырезом сзади, накинутая куртка и длинные сапоги. Прическа смята, макияж немного «поплыл». Возможно, она плакала. Она подходит к лавке и вопросительно смотрит на Андрея. Андрей в своих мыслях, и кажется, что он не замечает Леру.
ЛЕРА. Вы, правда, считаете, что я пришла сюда, чтобы постоять и посмотреть на то, как вы развалились?
АНДРЕЙ. А? Что?
ЛЕРА. Вы можете подвинуться?
АНДРЕЙ. Простите, а разве это единственная скамейка в этом парке?
ЛЕРА. Я не знаю. И мне абсолютно всё равно. Подвиньтесь. (садится рядом)
АНДРЕЙ. Девушка, но я пришел сюда первый.
ЛЕРА. А я вторая. Я вам мешаю, что ли?
АНДРЕЙ. Быть может, вам это незнакомо, но иногда люди хотят побыть одни…
ЛЕРА. Так будьте, кто вам не дает!
АНДРЕЙ. Вы! Именно вы! Я хотел побыть в одиночестве, а вы пришли.
ЛЕРА. Я не собираюсь с вами разговаривать, так что можете считать, что вы здесь совершенно один!
АНДРЕЙ. Я не могу так считать, потому что вы сидите рядом! Одиночество предполагает нечто другое!
ЛЕРА. (насмешливо) Одиночество? И для этого вы взяли вино и цветы? Ну, чтобы побыть одному? Вино я ещё могу сюда присовокупить, а вот цветы – извините, нет!
АНДРЕЙ. Простите, но это моё персональное дело!
ЛЕРА. А кто спорит-то…
АНДРЕЙ. Но вы… как-то…
ЛЕРА. Что я "как-то"?
АНДРЕЙ. Бесцеремонны!
ЛЕРА. Знаете, мне не до церемоний. Устала жутко!
АНДРЕЙ. Ну, так идите и отдыхайте!
ЛЕРА. Уже.
АНДРЕЙ. Что уже?
ЛЕРА. Уже отдыхаю!
АНДРЕЙ. Вы не могли бы отдохнуть где-нибудь в другом месте?
ЛЕРА. Нет, не могла бы!
АНДРЕЙ. И всё же потрудитесь!
ЛЕРА. Что это вы меня гоните?
АНДРЕЙ. Потому что мне очень бы хотелось побыть здесь одному!
ЛЕРА. Подождите, меня осенило: вы здесь назначили свидание? Нет, в самом деле? Здесь?!
АНДРЕЙ. (встает) Всего хорошего! (уходит)
ЛЕРА. Наконец-то! (ложится на лавочку)
АНДРЕЙ. (возвращаясь) Так, послушайте, девушка, это не ваша скамейка!
ЛЕРА. (насмешливо) А ваша?
АНДРЕЙ. Нет, но всё же я первый её занял!
ЛЕРА. Вы мужчина?
АНДРЕЙ. Даже отвечать не хочу на подобную скабрезность.
ЛЕРА. Уступите девушке – найдите себе другую скамейку!
АНДРЕЙ. Это моя любимая скамейка!
ЛЕРА. Моя тоже! Что же делать?
АНДРЕЙ. Я не уйду, при всём уважении к вашим гендерным признакам.
ЛЕРА. Ну, хорошо, стойте, вы мне не мешаете.
АНДРЕЙ. Подвиньтесь, будьте добры!
ЛЕРА. (садясь) Ну, только из уважения к вашей пионерии!
АНДРЕЙ. (садится рядом) Пионерии?
ЛЕРА. Вы что, в школе не учились? Пионер – значит первый! Пионер – всем ребятам пример!
АНДРЕЙ. (иронично) Вы застали пионерию?
ЛЕРА. Ну, как вам сказать, пионеркой я не была, но мама рассказывала. Ну, а всё-таки, почему вы с цветами?
АНДРЕЙ. Что вам дались эти цветы?
ЛЕРА. Просто неожиданно здесь встретить человека, который ждет свидания.
АНДРЕЙ. Что в этом странного?
ЛЕРА. Ну, по мне, это не самое романтичное место в городе. Я вообще, называю эту скамейку «Скамья забредшей души».
АНДРЕЙ. Не только вы. Её так все называют. Только «Скамья забредших душ».
ЛЕРА. Да? Не знала. Я думала, что это я придумала.
АНДРЕЙ. Нет, это было задолго до вас!
ЛЕРА. Мне здесь хорошо думается…
АНДРЕЙ. Да, здесь особая аура и энергетика.
ЛЕРА. Вы простите моё любопытство, но ваши цветы не дают мне покоя!
АНДРЕЙ. (дает ей цветы) Держите, это вам!
ЛЕРА. Мне? Вы шутите?
АНДРЕЙ. Нет, я серьезно!
ЛЕРА. Нет, вы не подумайте, что я прошу их! Заберите обратно! (отдает) Я имею в виду, что мне не дает покоя вопрос, что вы здесь делаете с цветами и вином!
АНДРЕЙ. Просто сидел, пока не пришли вы!
ЛЕРА. Дайте мне цветы!
АНДРЕЙ. (отдает) Вино открыть?
ЛЕРА. Вы же их не просто так купили? Или ваша девушка не пришла на свидание? Вы знаете, я её понимаю.
Андрей укоризненно посмотрел на неё.
ЛЕРА. Да нет же, я не это имела в виду!
АНДРЕЙ. Если думаете, что обидели меня, то не думайте.
ЛЕРА. Зачем же вы назначаете свидание здесь? Я бы тоже не пришла! Надо приглашать в какой-нибудь ресторан или на крайний случай – на Набережную. Вот там всегда красиво! Ну, а что этот парк? Он почти заброшен. Говорят, что тут даже приведения бывают!
АНДРЕЙ. Я вижу!
ЛЕРА. Что вы видите?
АНДРЕЙ. Приведение!
ЛЕРА. Это что, я, что ли?
АНДРЕЙ. Зачем вы обрушили на меня этот шквал советов? Разве же я просил?
ЛЕРА. (обиженно) Ой, простите! Могу и пересесть! (встает)
АНДРЕЙ. Будьте добры!
ЛЕРА. (садится обратно) Нет, не могу! Придется мне вас терпеть!
АНДРЕЙ. Почему же? Вы можете уйти!
ЛЕРА. Вы тоже можете!
АНДРЕЙ. Не могу, уж не гневайтесь!
ЛЕРА. Вы меня раздражаете!
АНДРЕЙ. Искренне соболезную!
ЛЕРА. А ваш внешний вид - наверное, хуже можно, но сложно!
АНДРЕЙ. Вы знаете, девушка, я привык к хамству, поэтому вам не удивить меня!
ЛЕРА. А я всё-таки попробую!
АНДРЕЙ. Любопытно!
ЛЕРА. Ваш костюм из прошлого века и эти цветы в сочетании с Шардоне 85-го года вызывают у меня сильнейший когнитивный диссонанс!
АНДРЕЙ. Это всё, на что вы способны?
ЛЕРА. Я не верю, что у вас может быть девушка!
АНДРЕЙ. Дальше!
ЛЕРА. Значит, её нет?
АНДРЕЙ. Разве я говорил, что есть? Это вы придумали!
ЛЕРА. Да ничего я не придумывала! Просто мужчина с цветами… (её озарила догадка) Подождите, а вы не… это, того самого? Не голубых кровей?
АНДРЕЙ. Что? Вы с ума сошли?
ЛЕРА. Просто спросила! Мало ли что в жизни бывает!
АНДРЕЙ. А вы-то что здесь забыли? В этом не самом романтичном месте…
ЛЕРА. Почему я должна говорить?
АНДРЕЙ. Не должны. Можем вообще не разговаривать.
ЛЕРА. Можем. Я больше ничего вам не скажу.
АНДРЕЙ. Прекрасно!
Свет на Иоланту.
ИОЛАНТА. Накануне зимой отец Иоланты объявил ей, что его отправляют в качестве посланника в далекую и холодную Россию. И ей надлежало поехать вместе с ним, такова была воля отца. Мать Иоланты умерла родами, и отец в одиночку воспитывал дочь. Поэтому девушка не могла ослушаться родителя. Иоланта была обескуражена, ведь здесь оставался её возлюбленный. Его звали Бальтасаре. В последний раз они виделись на площади Святого Марка. Это точно был вторник. Девушка сообщила о скорой, возможно вечной, разлуке, но Бальтасаре поклялся найти любимую, где бы она ни была. Иоланта с отцом вскорости уехали. Бальтасаре сдержал слово и отправился в непростое путешествие. И когда Наполеон уже господствовал почти на всём Апениннском полуострове, молодому человеку удалось добраться до России…
Общий свет
ЛЕРА. А всё же, почему вы здесь?
АНДРЕЙ. Вы обещали молчать!
ЛЕРА. Мне интересно!
АНДРЕЙ. Вы обещали!
ЛЕРА. Мне скучно молчать! И ничего я не обещала! Я сказала только, что больше ничего вам не скажу!
АНДРЕЙ. Это не одно и то же?
ЛЕРА. Конечно, нет! И я могу передумать? Конечно, могу! Так ответьте!
АНДРЕЙ. Похоже, вы не отстанете...
ЛЕРА. Я бы с удовольствием ушла, но дело в том, что мне некуда идти.
АНДРЕЙ. Вы бездомная? Если в нашей стране бездомные так одеваются, то ещё не всё так плохо.
ЛЕРА. Я у подруги живу. Временно.
АНДРЕЙ. (иронично) По-вашему, это должно мне всё объяснить?
ЛЕРА. А вы не очень-то и вежливы, как я посмотрю. Скажите, вы, где работаете? Дайте-ка угадаю! Видимо, что-то интеллектуальное?
АНДРЕЙ. Разве на моём безобразном лице есть отпечаток интеллекта?
ЛЕРА. Ну, не такое уж оно и безобразное.
АНДРЕЙ. Ах, спасибо, это изысканный комплимент...
ЛЕРА. Я думаю, что вы работаете на заводе!
АНДРЕЙ. И кем же, стесняюсь спросить?
ЛЕРА. Ну, или в каком-то не слишком процветающем учреждении. Скорее всего, вы клерк в какой-то не очень благополучной конторе.
АНДРЕЙ. Буду признателен, если вы посвятите меня в ход вашей дедуктивной мысли, госпожа Холмс! Очень интересно!
ЛЕРА. Похвально, что вы читали Конан Дойла, но дедукция здесь не причем. Это женская интуиция. И конечно, вы закоренелый холостяк. Я бы даже сказала, заскорузлый.
АНДРЕЙ. Черт возьми, вот такого количества помоев за один только день на мою голову давно не выливалось...
ЛЕРА. (с искренним сожалением) Ну, вообще-то я не хотела вас обидеть. Правда. Не обижайтесь.
АНДРЕЙ. Знаете, девушка, вам не следует извиняться, поскольку я настолько привык к... ну, в общем, это вас ни к чему не обязывает.
ЛЕРА. Хотите, я уйду.
АНДРЕЙ. Хочу.
ЛЕРА. (встает) До свидания.
АНДРЕЙ. Прощайте.
ЛЕРА. (отошла на несколько шагов, и вернулась) Скажите, а в чем я ошиблась?
АНДРЕЙ. Вы о чем? Ах, вы обо мне! Вы не ошиблись. Ошибся я, когда пришел сюда.
ЛЕРА. В чем я ошиблась, говоря о вас?
АНДРЕЙ. Да почти ни в чем. Разве что - относительно работы. Я удовлетворил ваше любопытство?
ЛЕРА. А где вы работаете?
АНДРЕЙ. Это совершенно неважно в контексте нашей интеллектуальной беседы. Скажите, а почему вы не можете пойти домой? Вас подруга не пускает или что?
ЛЕРА. У неё свидание там... Надо понимать.
АНДРЕЙ. А, ну так бы и сказали. У вас там дом свиданий, что ли, простите? То у неё, то у вас?
ЛЕРА. Очень захотелось дать вам пощечину!
АНДРЕЙ. Что же вас остановило? Не стесняйтесь! Это, право, органично дополнило бы мой сегодняшний день! Вам по какой удобней: по правой или по левой? Если вы левша, то могу подставить правую! (подставляет) Ну же, не стесняйтесь! (кричит) Врежьте этому хаму, да посильнее!
ЛЕРА. Да идите вы к черту! (садится на скамью)
АНДРЕЙ. (тяжело) Я бы пошел... С удовольствием... Знать бы дорогу. (садится рядом, открывает вино и делает большой глоток)
ЛЕРА. Я хочу уйти...
АНДРЕЙ. Но некуда?
ЛЕРА. Но не хочу!
АНДРЕЙ. А! Логично! Женская логика в самом её расцвете...
ЛЕРА. А почему не уходите вы?
АНДРЕЙ. Потому что я пришел сюда специально, чтобы побыть одному.
ЛЕРА. Но вам не повезло.
АНДРЕЙ. Везение это вообще не про меня... Хотите вина?
ЛЕРА. За кого вы меня принимаете? Я не пью с незнакомыми.
АНДРЕЙ. А, воля ваша.
ЛЕРА. Поэтому давайте познакомимся. Я Лера. Валерия.
АНДРЕЙ. Андрей.
ЛЕРА. Хорошо, теперь можно и вина, Андрей.
АНДРЕЙ. (дает ей бутылку) Пожалуйста, только нет фужеров, не сочтите за моветон.
ЛЕРА. Тоже мне, нашли графиню. Переживу и без фужеров. (делает глоток) О, хорошее вино.
АНДРЕЙ. Да? А мне казалось, что вы сейчас разразитесь потоком конструктивной критики в мой адрес...
ЛЕРА. Да ладно вам! Не такая я уж и плохая!
АНДРЕЙ. Разве я сказал, что вы плохая?
ЛЕРА. Вы так подумали!
АНДРЕЙ. Вы телепат?
ЛЕРА. Я женщина, а этот аргумент гораздо весомее. Женская интуиция – мощное оружие в прочтении мужских мыслей.
АНДРЕЙ. Ах, да! Вы читаете то, чего нет!
ЛЕРА. Знаете, а я почему-то была уверена, что вас зовут Борис.
АНДРЕЙ. (удивленно) Почему?
ЛЕРА. Вот не знаю. У вас разве такого не бывает? Ну, что вы даете имена незнакомым людям исходя из внешности?
АНДРЕЙ. Меня вообще мало интересуют незнакомые люди.
ЛЕРА. Андрей, так кто же вы по профессии? (замечает его непонимающий взгляд) Не знаю почему, но вы вызываете у меня интерес.
АНДРЕЙ. Это исключительно от скуки, не более того!
ЛЕРА. Возможно. И всё-таки?
АНДРЕЙ. Ну, если вам так это интересно, то я учитель.
ЛЕРА. Кто?! Учитель! Да ладно! Не гоните!
АНДРЕЙ. Я, простите, не гоню, как вы изволили выразиться. Я на самом деле учитель, школьный учитель. Детей учу! Вы знаете, кто такие дети? Это такие же люди, только маленькие.
ЛЕРА. Юмор – не ваш конёк!
АНДРЕЙ. Согласен.
ЛЕРА. И что же вы преподаете? Технологию, ОБЖ? Хотя нет, на ОБЖешника вы не похожи.
АНДРЕЙ. Почему такой безапелляционный вывод?
ЛЕРА. Нет у вас того, что присуще настоящим ОБЖешникам.
АНДРЕЙ. У вас, похоже, колоссальный опыт живого общения с ОБЖешниками.
ЛЕРА. Опять не смешно! Так что вы преподаете?
АНДРЕЙ. Вам это покажется совсем невероятным!
ЛЕРА. Не томите меня! А то я умру от любопытства, и это будет на вашей совести!
АНДРЕЙ. Я преподаю русский язык и литературу!
ЛЕРА. (изумленно) Что, правда что ли?!
АНДРЕЙ. Я ожидал подобной реакции, только, признаюсь, ждал более ярких возгласов, междометий и острых эпитетов...
ЛЕРА. Просто неожиданно. Согласитесь, что мужчина - учитель русского языка - большая редкость.
АНДРЕЙ. Возможно, соглашусь, но это издержки нашего менталитета. А вот в Японии, например, восемьдесят процентов учителей - именно мужчины.
ЛЕРА. Так то - Япония - восточная страна! Там всё по-другому.
АНДРЕЙ. Ну, а чем занимаетесь вы, в свободное от посещения парковой скамьи время?
ЛЕРА. Предположите!
АНДРЕЙ. Не знаю. Боюсь ошибиться.
ЛЕРА. (весело) А вы не бойтесь! Давайте, отомстите мне, запишите меня в какие-нибудь прачки.
АНДРЕЙ. Я думаю, что вы поёте, или что-то, связанное со сценой.
ЛЕРА. (удивленно) Как вы догадались? А, наверное, вы узнали меня.
АНДРЕЙ. Узнал? Простите, не понимаю, о чем вы. Я просто подумал, что на вас концертное платье.
ЛЕРА. Вы что, совсем не смотрите ТВ?
АНДРЕЙ. Время от времени. Вы телеведущая?
ЛЕРА. Пока нет, к сожалению. Я просто певица. Но мелкими шажками иду на большую эстраду. Новую Волну я уже взяла. Не слышали?
АНДРЕЙ. Простите, нет. Я, признаться, совсем не слушаю попсу. Уж не обессудьте...
ЛЕРА. Да я и сама её терпеть не могу...
АНДРЕЙ. (озадаченно) Тогда зачем вы поёте?
ЛЕРА. Потому что арией Ольги из оперы "Князь Игорь" я никогда не смогу покорить ящик.
АНДРЕЙ. Какой ящик?
ЛЕРА. Ну, телевизор. Что вы как с другой планеты.
АНДРЕЙ. У вас грандиозные планы, как я посмотрю! (иронично) Быть может, я сейчас сижу на одной скамье с будущей звездой мирового масштаба!
ЛЕРА. Ваша ирония неуместна. Кто знает - может вы и правы!
АНДРЕЙ. (с усмешкой) Ну да.
ЛЕРА. Иронизируете?
АНДРЕЙ. А что же вы, простите, забыли в нашем городке? Вам в столицу надо.
ЛЕРА. А я там и живу. Сюда приезжаю периодически. Проведать родителей, да и просто отдохнуть.
АНДРЕЙ. Вы же сказали, что живете с подругой...
ЛЕРА. У подруги, а не с подругой. Это принципиально.
АНДРЕЙ. Откуда в вас эта пошлость? Для меня нет разницы. Просто хотел понять, почему не у родителей.
ЛЕРА. О, ну тут всё весьма тривиально. У родителей "двушка", а с ними еще и брат с женой живут. Вот несколько дней в месяц живу у подруги, выслушиваю все её проблемы, вытираю сопли-слезы, соглашаюсь, что все мужики козлы, что нужно что-то менять в этой жизни! В этот минимум входит и обязательное доказательство теоремы о том, что Ирка - это моя подруга - реально красивая баба, что мужики ничего не понимают, и что они еще пожалеют, что потеряли такую великолепную, почти идеальную девушку. Потом возвращаюсь в столицу. А там круговорот да бешенный ритм: запись треков, съемки клипов. Впрочем, всё это чертовски надоело.
АНДРЕЙ. Ну-ну, не прибедняйтесь! Надоело бы, бросили давно. К тому же, это приносит неплохой доход? Я прав?
ЛЕРА. Пока не очень. Альберт больше вкладывается...
АНДРЕЙ. Ваш муж?
ЛЕРА. Нет, не муж. Он... просто продюсер, наверное.
АНДРЕЙ. Вот уж удивили.
ЛЕРА. Чем?
АНДРЕЙ. Одним всего лишь словом - "наверное"!
ЛЕРА. Нет, он точно продюсер.
АНДРЕЙ. Но нотка сомнения прозвучала. В чем она?
ЛЕРА. (зло) Слушайте, а какое ваше дело?
АНДРЕЙ. Да, в общем-то, никакого...
ЛЕРА. Ну, вот и не приставайте ко мне с дурацкими расспросами!
АНДРЕЙ. (коротко) Что? Я? (вставая)
ЛЕРА. Что встали? Уходите? Вот и уходите!
АНДРЕЙ. Почему это я должен уйти?
ЛЕРА. Потому что вы невозможно нудный человек. Как вас только ваша девушка терпит?
АНДРЕЙ. С удовольствием!
ЛЕРА. Врёте! Нет у вас девушки!
АНДРЕЙ. А это не ваше дело! У вас, похоже, тоже нет молодого человека!
ЛЕРА. Интересно, с чего вы взяли?
АНДРЕЙ. У вас ужасный характер! Ни один мужчина не выдержал бы!
ЛЕРА. А вот тут-то вы ошибаетесь! У меня их много!
АНДРЕЙ. (со злой иронией) Ах, вот оно что! Я должен был сразу догадаться!
ЛЕРА. Что?! Догадаться о чем?
АНДРЕЙ. О том, что вы весьма популярны в этом плане!
ЛЕРА. (гневно) Да как вы смеете?! Убирайтесь отсюда!
АНДРЕЙ. Вообще-то я не у вас дома! И вы сами сказали, что у вас много мужчин!
ЛЕРА. Я имела в виду – поклонников! Поклонников! Разницу понимаете?
АНДРЕЙ. Понимаю. И что?
ЛЕРА. Да ничего вы не понимаете! Идите, вон, учите детей изложения и диктанты писать! Или что вы там пишите! В общем, идите.
АНДРЕЙ. Ответьте только на один вопрос!
ЛЕРА. Какой?
АНДРЕЙ. Вы здесь еще долго будете?
ЛЕРА. Долго! До утра!
АНДРЕЙ. Очень плохо!
ЛЕРА. Это почему?
АНДРЕЙ. Потому что я тоже не спешу…
ЛЕРА. Я не уйду, не дождетесь!
АНДРЕЙ. Вот уж не везёт, так не везёт!
ЛЕРА. Не жалуйтесь! Вам это не идет!
АНДРЕЙ. Я и не жалуюсь! А констатирую факт! И вообще, перестаньте терроризировать меня! И, кстати, я не спрашивал, что мне идет, а что нет!
ЛЕРА. Я оказала вам любезность!
АНДРЕЙ. Это какую же, стесняюсь спросить?
ЛЕРА. Не стесняйтесь! В вашем возрасте это уже неприлично! И вообще, я от вас устала!
АНДРЕЙ. Так уходите! Я же вас не держу!
ЛЕРА. Было бы предпочтительней, чтобы ушли именно вы! Хотя, знаете что…
АНДРЕЙ. Не знаю!
ЛЕРА. А хотите узнать?
АНДРЕЙ. Нет! Лера, кажется?
ЛЕРА. Не кажется.
АНДРЕЙ. (присаживается на корточки перед скамейкой) Лера, скажите, что я вам сделал? Может, вас кто-то нанял, чтобы полностью уничтожить меня? Или что происходит? Почему вы появились здесь в тот момент, когда мне просто до жути необходимо побыть одному? (встает) Для меня это единственное место, где я могу побыть наедине со своими мыслями. Мне нужно придти в себя! Восстановиться! Мне завтра к детям! Я им должен буду отдать очень много энергии, жизненных сил – по-другому нельзя! В нашей профессии нельзя отдавать себя частично! Всё или ничего! Или они просто не поверят мне! Я сейчас очень пуст… К детям нельзя идти пустым, ты должен придти наполненным позитивом, энергетикой, добротой, знаниями, в конце концов! А здесь вы…
ЛЕРА. Да что у вас случилось-то?
АНДРЕЙ. Это не ваше дело! Отстаньте от меня! Вам всё равно этого не понять! Уходите, прошу вас! Уходите!
Лера встает и идет на арьерсцену. Затем, подумав, возвращается.
ЛЕРА. Зачем же вы обижаете меня? Я не хотела ничего плохого вам… Я же тоже здесь не от хорошей жизни…
АНДРЕЙ. По-моему, у вас очень хорошая жизнь, насыщенная, интересная – треки, клипы, подруги, куча поклонников!
ЛЕРА. А знаете, что под этим всем?
АНДРЕЙ. Откуда же мне знать? Я на такие вершины не забираюсь. Я приземлёно, я детишек учу разговаривать на родном языке да знать великие вехи литературы! Хотя, спорный вопрос – кто из нас ещё на вершине! Лично я люблю свою работу, свою профессию! Видеть, как твои воспитанники делают успехи – бесценно. А личное – это вторично…
ЛЕРА. А что с личным?
АНДРЕЙ. А ничего.
ЛЕРА. Не хотите говорить?
АНДРЕЙ. Не хочу. Да и не о чем говорить. И незачем. Вы хотели сказать, что под этим всем…
ЛЕРА. Не поняла…
АНДРЕЙ. Треки, подруги, клипы, мужчины, а что под этим?
ЛЕРА. Да что вам до этого? Я скажу, что думаю, а вы обязательно скажете, что я просто зажралась…
АНДРЕЙ. Не скажу.
ЛЕРА. Скажете, скажете…
АНДРЕЙ. Хорошо, не говорите.
ЛЕРА. Молчу…
Свет на Иоланту
ИОЛАНТА. Иоланта и Бальтасаре познакомились в Базилике Санта Кроче на воскресной проповеди, которую проводил падре Адриано. Глаза их встретились, и девушка в тот же момент поняла, что она обречена любить эти глаза до последнего мгновения, до последнего вздоха. Бальтасаре был скрипичным мастером, довольно искусным, и это давало ему относительную возможность не знать нужды. Но Иоланта была знатного рода, что исключало союз с представителем низшего сословья, к которому, безусловно, относился мастер Бальтасаре.
Общий свет
ЛЕРА. Знаете, наши профессии похожи. Я тоже отдаю кучу эмоций, энергетику, физические силы… А подготовка, а поиск? Вечный поиск! Страх повториться, выглядеть нелепой, смешной, неинтересной! А вдруг эта песня мимо, это движение, этот взгляд? Это только кажется, что выйти на сцену легко и просто – что там сложного – танцуй и пой! А вот попробуй! Да абсолютное большинство людей просто растеряется под взглядом полного зала… Да что я вам объясняю…
АНДРЕЙ. Послушайте, Лера, раз уж вы нарушили обет молчания, может, всё-таки, скажете, что привело вас на скамью забредших душ? Ну, уж явно не усталость от колоссального успеха.
ЛЕРА. Опять язвите?
АНДРЕЙ. Да нет же. Просто интересно, что могло случиться у такой красивой и успешной девушки.
ЛЕРА. О, вы мне уже комплименты делаете?
АНДРЕЙ. Это не комплимент, это правда.
ЛЕРА. Спасибо. Скажите, а трудно вам с детьми работать? Мне кажется, это адов труд…
АНДРЕЙ. Может, мне в этом повезло, но у меня очень хорошие дети! Причем все!
ЛЕРА. Ну да, плох тот учитель, который не любит своих учеников!
АНДРЕЙ. О, вы знакомы с этой доктриной? Похвально.
ЛЕРА. В консерватории у нас была педагогика, её преподавала профессор Волчанская. Мировая тетка! Очень интересно было.
АНДРЕЙ. Вы сказали «консерватория»? Вы хотите сказать, что закончили консерваторию?
ЛЕРА. Господи, вы так говорите, как будто я закончила академию по управлению миром!
АНДРЕЙ. Нет, просто я хочу сказать, что это серьезное образование.
ЛЕРА. Конечно. А вы думали! Я и песни сама пишу.
АНДРЕЙ. Шутите!
ЛЕРА. Когда я буду шутить, уверяю, будет смешно!
АНДРЕЙ. Спойте что-нибудь из своего?
ЛЕРА. Да что вы! Нашли место и время!
АНДРЕЙ. Ну, пожалуйста!
ЛЕРА. Да нет, говорю я вам! Что я вам тут петь буду! Да и вообще, вот представьте, я вам бы сказала: расскажите мне про деепричастный оборот!
АНДРЕЙ. Деепричастный оборот – это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов…
ЛЕРА. Так, стоп! Шуток не понимаете, что ли?
АНДРЕЙ. Вы обещали, что когда вы будете шутить, я буду смеяться.
ЛЕРА. Видимо, шутка не зашла!
АНДРЕЙ. Лера, ну, раз мы всё равно уже испортили друг другу плохое настроение, может, не будем возвращать статус-кво?
ЛЕРА. Как на ваш вкус, я симпатичная?
АНДРЕЙ. Простите, что?
ЛЕРА. Я спрашиваю вас – как вы оцениваете мою внешность? Я симпатичная?
АНДРЕЙ. Ну и вопросы у вас!
ЛЕРА. Что неординарного в моем вопросе?
АНДРЕЙ. Согласитесь, что не каждый день тебя спрашивают об этом.
ЛЕРА. Вы можете ответить?
АНДРЕЙ. Вы красивая.
ЛЕРА. Не врёте?
АНДРЕЙ. Зачем?
ЛЕРА. Кто же вас знает.
АНДРЕЙ. Вы действительно красивая девушка. В нашей школе таких нет.
ЛЕРА. О, это сильный комплимент! Только не говорите, что собираетесь подкатывать ко мне!
АНДРЕЙ. Не беспокойтесь, я не умею!
ЛЕРА. (с улыбкой) Не умеете?
АНДРЕЙ. А разве по мне не видно?
ЛЕРА. Не видно что?
АНДРЕЙ. Вы сами поставили мне совершенно точный, справедливый, хоть и жестокий диагноз – закоренелый холостяк. Но я не женофоб. Нет, отнюдь.
ЛЕРА. А в чем дело?
АНДРЕЙ. Да я просто не умею. Всё как-то нелепо выходит. Эти цветы, это вино – лучшая иллюстрация. Хотите еще вина?
ЛЕРА. Нет, спасибо. Не совсем вас понимаю.
АНДРЕЙ. Может, это и хорошо.
Из глубины сцены неуверенно идет МАРТА. Она доходит до центра сцены и останавливается. В руках у неё трость или батик.
ЛЕРА. Что же в этом хорошего?
АНДРЕЙ. Вы знаете, я очень не люблю говорить о себе. Ни с кем. Как сказал Харуки Мураками, а много ли у тебя людей, которые хотят говорить с тобой о тебе? Вот у меня ноль. А у вас?
ЛЕРА. Андрей, вы учитель словесности, но я не совсем понимаю вас. Как такое возможно?
АНДРЕЙ. Я постараюсь выражаться яснее…
МАРТА. Молодые люди! Молодые люди, я прошу прощения, мне нужна ваша помощь.
АНДРЕЙ. (подходя к ней) Конечно-конечно. Что случилось?
МАРТА. Вы не могли бы помочь мне сесть?
АНДРЕЙ. Пойдемте! (берет её под руку и ведет к скамье, Лера встает, уступая ей место) Аккуратнее, не спешите, всё хорошо. Вам плохо?
МАРТА. (садится на скамью) Нет, мне хорошо. Благодарю вас, молодой человек.
ЛЕРА. (садится рядом с Мартой) С вами точно всё в порядке?
МАРТА. Да, не беспокойтесь. Благодарю.
АНДРЕЙ. Может быть, вам нужен врач?
МАРТА. Не беспокойтесь, я вас прошу. Со мной всё в полном порядке. Я сейчас немного посижу и всё. Простите за бестактный вопрос, а где я?
ЛЕРА. В каком смысле?
АНДРЕЙ. Вы в старом парке.
МАРТА. Всё правильно. Спасибо.
ЛЕРА. Вы здесь в первый раз?
МАРТА. Ну, что вы! Просто зрение не очень.
АНДРЕЙ. Как же вы оказались здесь?
МАРТА. Меня привез сын.
АНДРЕЙ. А где же он сам?
МАРТА. Думаю, что уехал.
ЛЕРА. И оставил вас здесь одну?
МАРТА. Да, почему нет? Я уже давно совершеннолетняя. Андрей, а вы не могли бы оказать мне любезность, сходить туда (показывает на арьерсцену) и принести мою сумочку. Я, должно быть, её выронила там.
АНДРЕЙ. Да, конечно. (делает шаг по указанному направлению, но тут же останавливается) Простите, мы знакомы?
МАРТА. Меня зовут Марта.
АНДРЕЙ. Очень приятно. А по отчеству?
МАРТА. Я была бы вам признательна, если бы вы меня звали просто Марта. Видите ли, я актриса, бывшая актриса, а у артистов нет отчеств. Если вам нетрудно…
АНДРЕЙ. Пожалуйста, как угодно, только вы не сказали, откуда знаете меня.
МАРТА. Я не знала вас до этого момента. Но знаю, что вас зовут Андрей.
АНДРЕЙ. Как же так?
МАРТА. Не могу сказать. Просто знаю. Такой вот каламбур получается. Я знаю, что не знаю, откуда знаю.
АНДРЕЙ. Но всё же хотелось...
МАРТА. (перебивает) Моя сумочка...
АНДРЕЙ. Ах, да. Где, вы говорите, ваша сумочка?
МАРТА. Должно быть, я её выронила в нескольких шагах отсюда.
АНДРЕЙ. Поищу. (уходит на арьерсцену)
ЛЕРА. Марта, а что вы вообще делаете здесь?
МАРТА. Видите ли, дорогая Валерия, я оказалась здесь совершенно осознанно. Нет, не в этом парке, а вообще...
ЛЕРА. Вы и меня знаете, что ли? Или вы просто услышали наши имена, когда подходили к нам?
МАРТА. Да, это вполне возможно.
ЛЕРА. (с сомнением) То есть вы не уверены?
МАРТА. (мягко) Нет, моя дорогая, я не сумасшедшая, хотя мне совсем недавно приходилось играть эту роль!
АНДРЕЙ. (подходит с сумочкой в руках) Марта, похоже, я нашел вашу сумку. Это она?
МАРТА. (протягивает руку) Давайте, пожалуйста. (ощупывает сумку) Да, спасибо, это она.
ЛЕРА. Вы что, определяете сумку на ощупь, что ли?
АНДРЕЙ. Вы что, совсем не видите?
МАРТА. Как вам сказать, и да, и нет...
АНДРЕЙ. Поясните...
МАРТА. Если говорить о физическом зрении, то я слепа, но вот внутреннее у меня развито вполне.
АНДРЕЙ. Подождите, вы хотите сказать, что вы здесь...
ЛЕРА. Вы здесь совсем одна?!
АНДРЕЙ. Ваш сын оставил вас одну здесь, в этом парке?
МАРТА. Не стоит говорить об этом так трагично. Кстати, в быту я вполне самостоятельна.
АНДРЕЙ. У меня это в голове не укладывается!
ЛЕРА. Как он мог так поступить? Это же опасно!
МАРТА. Да бросьте! Что здесь опасного? Да и кому я нужна? Тем более, что вы здесь, со мной.
АНДРЕЙ. Как будто вы знали, что мы здесь!
МАРТА. Как будто знала...
ЛЕРА. А когда он вас заберет?
МАРТА. Никогда.
ЛЕРА. Что?!
АНДРЕЙ. Что значит "никогда"?
МАРТА. Если я вам мешаю, вы мне скажите - я тут же уйду! Не буду докучать вам.
АНДРЕЙ. Ну, зачем вы так говорите? Просто в голове не укладывается, как можно бросить мать в одну в старом парке!
МАРТА. Уверяю вас, друзья мои, со мной всё абсолютно в порядке! Не думайте обо мне! У вас у обоих есть о чем подумать!
ЛЕРА. Почему вы так решили? Вы нас, простите, даже не знаете.
МАРТА. Просто я так чувствую... Вас обоих чувствую. Вы знаете, когда человек теряет какой-то орган восприятия, у него обостряются другие.
ЛЕРА. (с улыбкой) Чувствуете? Вы думаете, что мы пара?
МАРТА. Я этого не говорила... Я просто сказала, что у вас у обоих есть о чем подумать...
АНДРЕЙ. Как и у любого человека.
МАРТА. Возможно, но вы, Андрей, не должны так переживать.
АНДРЕЙ. (настороженно) Кто вам сказал, что я переживаю?
МАРТА. Никто не говорил.
АНДРЕЙ. Признайтесь, Марта, вы откуда-то меня знаете!
МАРТА. Все люди друг с другом знакомы, но не все об этом знают.
ЛЕРА. Ну, мне всё понятно. (показывает Андрею знаками, что Марта "не в себе") Андрей, простите, но вынуждена оставить вас. Наверное, мне пора. Надеюсь, вы позаботитесь о Марте.
МАРТА. Зря вы, Лера, сочли меня за сумасшедшую... Это не совсем так.
ЛЕРА. Вы неправильно меня поняли...
МАРТА. Правильно.
ЛЕРА. Впрочем, что тут поделаешь? Ладно, приятно было познакомиться. Марта, передайте сыну, что так нормальные сыновья не поступают. Всего доброго.
МАРТА. Я не смогу этого сделать, к сожалению.
ЛЕРА. Что ж, печалька. (идет к выходу) Андрей, вы не обижайтесь. И спасибо за вечер...
АНДРЕЙ. Подождите.
ЛЕРА. Что?
АНДРЕЙ. (берет цветы и отдает Лере) Возьмите.
ЛЕРА. (грустно улыбнулась) Спасибо... Прощайте...
МАРТА. (громко) Напрасно вы терзаетесь, Лера. Вы поступили совершенно правильно…
ЛЕРА. О чём это вы?
МАРТА. А о чём вы терзаетесь?
ЛЕРА. Не о чем. У меня всё отлично.
МАРТА. (с оттенком легкой иронии) Конечно-конечно.
ЛЕРА. Я серьезно!
МАРТА. А о чем мы спорим?
ЛЕРА. Я не знаю, откуда вы берете эти домыслы, но уверяю вас – вы ошибаетесь!
МАРТА. Еще неизвестно кто кому больше потребен, и кто в ком больше нуждается, Лера. И вы должны сбросить этот камень с души. Ради вас самой.
АНДРЕЙ. (Лере) Вы понимаете, о чем говорит Марта?
ЛЕРА. (после недолгих раздумий) Нет, не понимаю…
МАРТА. Пусть вы не понимаете, просто сживитесь с этой мыслью. Примите её, и вам станет легче.
ЛЕРА. Да всё хорошо у меня! Марта, спасибо вам за заботу, но вы говорите странные вещи, которые не имеют ко мне никакого отношения!
МАРТА. Пусть так. Я просто должна была это произнести.
ЛЕРА. Кому должна? Кому вы должны?
МАРТА. Не знаю. Никому, наверное. Не обращайте внимания на старую маразматичку! (встает) И вообще, вы простите меня, друзья мои! Я украла у вас массу времени. Не уходите, Лера, вам же есть что обсудить с Андреем, это я должна уйти...
АНДРЕЙ. Куда вы пойдете, Марта? Вы же ничего не видите.
МАРТА. О, мне это давно уже не мешает. Я прекрасно справлюсь.
ЛЕРА. Марта, да подождите вы! Вы нам не мешаете. Вернее, мы уже, наверное, закончили разговор с Андреем. (Андрею) Верно?
АНДРЕЙ. До недавнего момента мы оба стремились его быстрей закончить, а сейчас даже не знаю... Но вы, Марта, нам точно не помешаете. Только скажите, как же вы попадете домой? Может быть, вам вызвать такси?
МАРТА. Благодарю, но это лишнее. И еще раз прошу вас, не беспокойтесь обо мне. Это я вам, как снег на голову свалилась, но уверяю, что вы проявляете чрезмерную заботу и непозволительное внимание к моей персоне. Конечно же, сын скоро заберет меня. Я просто вышла подышать свежим воздухом. Ну, неужели вы думаете, что меня можно было бы оставить здесь одну навсегда? Разумеется, нет.
АНДРЕЙ. А то вы напугали нас!
ЛЕРА. Мы действительно подумали, что сын оставил вас здесь одну.
МАРТА. (садится на лавку) Не нужно всё принимать за чистую монету. Ведь в жизни бывают шутки...
АНДРЕЙ. (с горечью) Да уж... Бывают.
МАРТА. Это и была шутка, Андрей. Пусть глупая, пусть жестокая, пусть даже где-то циничная, но всё же шутка. И поверьте, она была направлена не столько против вас, сколько для самоутверждения шутников...
ЛЕРА. Марта, о чём это вы?
АНДРЕЙ. (пораженный)Да, о чём вы?
МАРТА. Ну, как же? Ведь сегодня первое апреля, если мне не изменяет память...
АНДРЕЙ. Вы про какую шутку сейчас говорили, Марта?
МАРТА. Вы знаете, не нужно так уж обращать внимания на мою болтовню. Я иногда несу полную чушь. (встает и идет на арьерсцену)
АНДРЕЙ. (твердо) Про какую шутку вы говорили, Марта?
ЛЕРА. Вы поняли, о чем она?
АНДРЕЙ. Она ведь не могла об этом знать...
ЛЕРА. О чем, об этом?
АНДРЕЙ. Меня сегодня разыграли немного... жестко разыграли, но об этом Марта точно не могла знать! Марта, подождите!
МАРТА. (возвращаясь) В 1989 году я играла роль Агнесы в спектакле "Странные игры". Это очень интересный и необычный спектакль, с множеством шуток, реприз и прочего, хотя определен, как трагикомедия... В конце второго акта я произносила монолог, который буду помнить до конца жизни. В нем вроде ничего такого, но некоторые слова запали в душу. (играет) "Шутка иль всерьез? Если вы сейчас, мой милый Джакомо, рвёте мне душу, говоря сущую неправду относительно ваших чувств ко мне, то будьте покойны - эта жестокость отольется градом и небеса покарают вас! Ибо нельзя играть с чувствами и сердцами людей! Это всё равно, что играть с жизнью и смертью. Хочу взглянуть в ваши глаза и увидеть там то, что сможет убедить меня в том, что вы действительно любите меня, что это слово для вас также велико, как и для меня! Я вижу... Или я очень хочу это видеть. А если вы обманете меня, то на вашей совести будет гибель одного человеческого существа, которое безмерно и трепетно любит вас... Выбирайте ответ, Джакомо...".
АНДРЕЙ. Марта, быть может, вы объясните нам? Или хотя бы мне!
МАРТА. В чем у вас затруднение, друг мой?
АНДРЕЙ. Да в том-то и дело, что я никакой вам не друг, но у меня ощущение, что вы что-то знаете обо мне! Да даже не что-то, а многое! Но откуда? Я вас вижу сегодня впервые!
МАРТА. Я вас не вижу вообще...
ЛЕРА. Я заинтригована! Мне уже давно пора уйти, а я не могу - сгораю от любопытства.
МАРТА. Да нет, вам еще не пора, Лера.
ЛЕРА. Почему?
МАРТА. Я думаю, что еще не поздно.
ЛЕРА. Ах, вот вы о чем...
АНДРЕЙ. Марта, вы такая уважаемая женщина, ну скажите, к чему этот розыгрыш?
МАРТА. Я уверена, что очень скоро вы забудете об этом неприятном эпизоде вашей жизни.
АНДРЕЙ. Вас прислал кто-то из них? Ну, и идиотский способ они выбрали! Послушайте, а может вы никакая не слепая? Может, и вы нас тут разыгрываете?
МАРТА. К сожалению, я своё давно отыграла...
ЛЕРА. Ну, будьте милосердны! Расскажите, что происходит!
АНДРЕЙ. Со мной сегодня произошел весьма неприятный случай, о котором я хотел бы как можно скорее забыть, а Марта, видимо, играет роль мудрой дамы, которая должна меня в чем-то убедить.
МАРТА. Повторяю – мне уже давно не до игры.
АНДРЕЙ. Тогда как это всё объяснить? Откуда вы про меня знаете? Простите за некую резкость, дорогая Марта, но сегодняшний день меня и так весьма покорежил!
ЛЕРА. Андрей, ну что произошло-то?
АНДРЕЙ. Ну, хорошо, если вам это так интересно, то я расскажу! Хотя наговорю кучу банальностей, которые будут диссонировать с моим возрастом. В конце концов, надо мной смеялись почти все, теперь смеяться будут все!
ЛЕРА. Я не буду!
АНДРЕЙ. Не спешите с выводами. Я старомоден. Мне даже друзья говорят, что я ошибся столетием, когда появился на свет. Надо было появиться в 19 веке, тогда всё встало бы на свои места. Это всё касается вопросов отношения с девушками. Ну, не могу я как друзья жонглировать отношениями. Нет, не то, чтобы я совсем не знал женского тепла, просто в присутствии девушки, которая нравилась, я становлюсь нелепым, робким и так далее. И отношения никак не складываются. Они даже не зарождались из-за моей этой природной зажатости, робости. Что я вам объясняю? Вы и сами всё видите и понимаете.
ЛЕРА. Я не вижу! По мне, вы вполне приятный мужчина и интересный собеседник.
АНДРЕЙ. Это потому, что вы мне не нравитесь.
ЛЕРА. Вы еще и редкостный хам!
АНДРЕЙ. Простите, Лера, я совершенно не хотел вас обидеть! Я в очередной раз сморозил глупость! И вы наглядно смогли убедиться, что я говорю правду! На самом деле вы мне нравитесь, но только не в том смысле!
ЛЕРА. Какие могут быть смыслы у симпатии?
МАРТА. Лера, вы совершенно сбили с мысли молодого человека. Ведь совершенно очевидно, что вы ему нравитесь, поэтому примите эту неосторожную фразу за случайное косноязычие!
ЛЕРА. Я очень постараюсь, Марта. Но всё же не понимаю, о чем говорит Андрей, произнося такие странные фразы о себе. И не замечала у него косноязычия! Скорее наоборот, часто он говорит весьма витиевато.
АНДРЕЙ. Ценю вашу поддержку, Лера, но не нужно. Я всё про себя знаю. Продолжаю. Сначала я переживал из-за всех неудач, а потом махнул рукой. Знаете, как говорится, если не можешь повлиять на ситуацию, измени отношение к ней. Вот я так и поступил. Мне очень нравилась одна девушка, но она об этом ничего не знала. И никто не знал, потому что я бы не решился поделиться этим даже с самым близким другом.
ЛЕРА. Почему? Что за страшная тайна?
АНДРЕЙ. Потому что она очень красивая, успешная, яркая. Она притягивает к себе как магнит! Вокруг неё всегда было много поклонников. Она, как сказали бы наши далекие предки, из другого сословья. Словом, она не для меня. Но она очень мне нравилась. И вот представляете, вчера звонок! От неё! И она предложила мне встретиться. Она пригласила меня на свидание! Я обомлел!
МАРТА. В вас сразу чувствуется учитель русского языка - "Обомлел"! Обычно молодые люди используют несколько другие выражения.
АНДРЕЙ. И после этого вы, Марта, будете говорить, что ничего не знаете про меня?
МАРТА. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы по вашему слогу догадаться о том, что вы имеете отношение к русской словесности!
АНДРЕЙ. Допустим. Я могу продолжить свое недолгое повествование?
МАРТА. Разумеется. Мы внимательно слушаем.
АНДРЕЙ. Я купил цветов, по совету продавца вино Шардоне, и пришел к ней. Вы не представляете, как меня трясло, как я боялся! У меня дар речи пропадал несколько раз пока я шел к ней, хотя я тщательно репетировал наш с ней разговор. В общем, в полуобморочном состоянии я прибыл к её дому. Она была очень приветлива...
МАРТА. Может, вы назовете нам её имя?
АНДРЕЙ. Нет, извините.
МАРТА. Продолжайте, пожалуйста.
АНДРЕЙ. Хотя я был робок и нелеп, она как-то умудрилась разговорить меня и даже расслабить. Мне стало значительно легче, мы выпили чаю, поболтали о том, о сём. Она мне сказала, что я ей давно нравлюсь, наговорила много разных приятностей. Говорила так искренно, так правдиво, что я поверил! Не буду утомлять вас неинтересными подробностями, скажу лишь, что в этот момент я, чуть ли не впервые в жизни, был счастлив. И вот настало психологическое время для первого поцелуя, как вдруг! (он замолчал)
ЛЕРА. Что "вдруг"?
МАРТА. Почему вы замолчали, друг мой?
АНДРЕЙ. Она обняла меня, потянулась ко мне, почти прикоснулась губами к моим, и вдруг прошептала: с первым апреля, парень! Затем резко встала, отошла, взяла бокал с вином и залпом выпила.
ЛЕРА. Я ничего не поняла. Что это было?
АНДРЕЙ. Затем из соседней комнаты со смехом вывалилась большая компания её друзей. Они смеялись, снимали меня на телефоны, поздравляли с первым апреля, что-то кричали, но я почти ничего уже не слышал. Они так разыграли меня, они все просто посмеялись надо мной. А она стояла возле барной стойки, улыбалась и смотрела на меня с каким-то превосходством. Не помню, как я вышел оттуда, и не знаю, зачем я забрал с собой и вино, и цветы...
Свет на Иоланту
ИОЛАНТА. Бальтасаре мало, что знал о России и не ожидал, что эта страна окажется настолько большой и с огромными расстояниями. Его путь был наполнен испытаниями и лишениями. Однажды его силы иссякли, и он упал замертво. Сколько он провел в забытьи, доподлинно неизвестно. Подобрала его лежащего без чувств какая-то девушка, по-видимому, из крестьян.
Общий свет
ЛЕРА. Вы любите её?
АНДРЕЙ. Может ли гореть сгоревшая спичка?
ЛЕРА. От таких друзей надо держаться подальше...
АНДРЕЙ. Они мне не друзья.
ЛЕРА. (подбирая слова) Андрей, я понимаю...
АНДРЕЙ. (резко) Не надо!
ЛЕРА. Чего не надо?
АНДРЕЙ. Не нужно говорить, что вы понимаете меня! Не нужно сочувствия, соболезнования и осуждения! А самое главное - не надо жалости! Жалеют сирых и убогих, а я к таковым себя не отношу! И вообще, зря я вам всё рассказал!
МАРТА. Вы хотели рассказать...
АНДРЕЙ. Что? Да ничего я не хотел! Это вы меня почти заставили.
МАРТА. Но вам хотелось выговориться...
АНДРЕЙ. Послушайте, Марта, вы явно внушаете уважение, и, несомненно, вы мудры! Но! Почему вы залезаете в чужие мысли? То есть я хотел сказать, с чего вы решили, что правы? (уходит немного назад)
МАРТА. Я говорю, что чувствую.
ЛЕРА. И что же вы чувствуете, Марта?
МАРТА. Например, что вы, Лера, сомневаетесь...
ЛЕРА. Да? Интересно, в чем?
МАРТА. Я не знаю. Вы же просили меня сказать, что я чувствую. Вот я и сказала.
ЛЕРА. Любой человек сомневается в тот или иной момент жизни.
МАРТА. Безусловно. Но ваше сомнение очень явно. Мне кажется, что вы не можете понять, правильно ли вы поступили или нет. И я думаю, что вы приняли правильное решение.
ЛЕРА. Почему вы так считаете?
МАРТА. Потому что если бы вы поступили иначе, у вас болела бы душа.
ЛЕРА. А сейчас, по-вашему, не болит?
МАРТА. Болит, но по-другому!
ЛЕРА. Подождите, вы экстрасенс?
МАРТА. Ну, что вы! Просто иногда чувствую, что у людей на душе. Подчеркиваю - иногда. В вашем случае, я, похоже, ошибаюсь, если вы так упорно уверяете меня в этом.
ЛЕРА. Не ошибаетесь, к сожалению...
АНДРЕЙ. То есть вы, Марта, хотите сказать, что способны чувствовать нечто такое, что недоступно нам - простым смертным?
МАРТА. Я не знаю. И не хотела бы делать на этом акцент. Может, это всё иллюзия. Или просто обостренная интуиция на фоне потери способности видеть глазами.
ЛЕРА. Как бы то ни было, но глобально вы правы. Я действительно не знаю, правильно ли я поступила...
АНДРЕЙ. (с легким вызовом) Ну, Лера око за око - откровенность за откровенность!
ЛЕРА. Ой, да у меня всё настолько банально, что даже говорить об этом смешно.
АНДРЕЙ. Скажите - посмеемся вместе.
ЛЕРА. (серьезно) Да нет, смешного там, как раз, мало. Я оказалась заложницей ситуации. Дело в том, что Альберт - мой продюсер - он еще и... в общем, мы были близки. Больше года. Он работал неплохо, у нас были деньги, была востребованность - много концертов, выступлений, гастролей. Он активно «раскручивал» меня, завел много полезных знакомств. Если бы вы, Андрей, немного интересовались отечественной эстрадой, то могли слышать некоторые мои песни. Конечно, мне далеко до звезд, но где-то меня уже знают и узнают. Я работаю под псевдонимом "Кристи".
АНДРЕЙ. "Кристи"? Конечно, я слышал. Так это вы?!
ЛЕРА. Я.
АНДРЕЙ. Слушайте, ну, это большая честь для меня - поконфликтовать с вами в парке на скамье!
ЛЕРА. Всё у нас было неплохо, но в последнее время Альберт изменился. Возможно, ему вскружили голову деньги, успешность, или что-то еще и он стал выпивать, у него появились другие женщины... Сначала я терпела, потому что, если честно, не считала наши нерабочие отношения серьезными, но позавчера он впервые поднял на меня руку. Ночь проревела, а вечером выступление в клубе. Сегодня я объявила ему, что мы расстаемся. В ответ я услышала просто шквал оскорблений и угроз! Он пригрозил, что перекроет мне кислород и дорога в шоу-бизнес будет заказана для меня навсегда. Я убежала прямо с концерта... Вот как-то так.
АНДРЕЙ. Ну, а в чем вы сомневаетесь? В том, правильно ли вы поступили?
ЛЕРА. Да. Я спокойно предложила ему совместную работу без всяких иных отношений, но его это, как видно, не устроило.
АНДРЕЙ. Лера, но ведь это вы поете, а не он? Вас знают, а не его!
ЛЕРА. О, Андрей! Вы совершенно не представляете, как устроена эта фабрика грез. На большую эстраду путь закрыт, если у тебя нет хороших связей. Да и черт с ним! Устала от этой грязи. Без копейки точно не останусь...
МАРТА. Знаете, Лера, я думаю, что Альберт примет ваши условия.
ЛЕРА. Это вы предсказываете или как?
МАРТА. Я предполагаю. Потому что он тоже остался без работы. Вы как нитка и иголкой друг от друга зависите.
ЛЕРА. Возможно, только он мне противен. До брезгливости. Вам знакомо это чувство?
МАРТА. Когда великая страна рухнула, в новой России творилась полная неразбериха. Не обошло это и театры. Я тогда служила в одном из столичных храмов Мельпомены, и за мной очень настойчиво ухаживал директор. Он почему-то считал, что неотразим, но это было его глубокое заблуждение. Еще одним заблуждением было то, что все настолько зависят от него, что простят ему любые выходки. Я не простила. Дала по роже наглецу, и написала заявление. Да, было голодно и холодно потом, но чувство глубокого удовлетворения от этого поступка с лихвой компенсировало все переживания, о чем с гордостью вспоминаю и сейчас.
ЛЕРА. Ах, если бы вы знали, сколько раз мне приходилось наступать на горло собственной песне, плевать на чувство собственного достоинства, да и просто на гордость...
МАРТА. Вы сейчас жалуетесь на мироустройство, моя дорогая...
ЛЕРА. Да ни на что я не жалуюсь. Просто стою на перепутье: а что дальше? Куда идти? К чему стремиться? Разумеется, всё произошло не "вдруг", не ни с того, ни с сего, и мне следовало бы морально подготовиться, но не получилось. И вот странный финал карьеры: я на скамье забредших душ в концертном платье в компании еще недавно совсем незнакомых мне людей. Картина маслом! Радует, что эта компания состоит сплошь из приятных людей...
Свет на Иоланту
ИОЛАНТА. Как-то вечером отец объявил Иоланте, что она должна выйти замуж за знатного француза, который сулил ей заманчивые перспективы и положение при дворе самого Наполеона. Девушка ответила решительным отказом, но после долгих уговоров и угроз была вынуждена подчиниться. Перед её мысленным взором постоянно стоял образ любимого Бальтасаре. Она не могла позволить себе предательства. Вечером отец повез её к жениху, но увидеться им не суждено: Иоланта шагнула в вечность в старом пруду...
Общий свет
АНДРЕЙ. Марта, вы говорите, что обладаете особой чувствительностью...
МАРТА. Это вы так поняли, а я такого не говорила, Андрей.
АНДРЕЙ. Пусть так. Но вот скажите, что вы чувствуете, находясь здесь? Каковы ваши ощущения?
МАРТА. Вы имеете в виду это место в парке?
АНДРЕЙ. Разумеется.
МАРТА. Существует легенда, что в этом пруду двести лет назад погибла невинная девушка. Она погибла из-за любви. Я чувствую, что она здесь. Она зовет меня. Поэтому я сегодня здесь.
ЛЕРА. Что значит здесь? Вы что, видите её? Вы видите мертвых?
МАРТА. Нет, я просто чувствую, что она здесь.
АНДРЕЙ. Простите, Марта, я не вполне понимаю, о чем вы говорите, но вы сказали "поэтому я сегодня здесь". Поэтому - это почему?
МАРТА. Ох, боюсь я не смогу вам этого объяснить.
АНДРЕЙ. Ну, тогда объясните причину своего пребывания здесь доступным для нас языком.
МАРТА. Боюсь, вам не понравится...
АНДРЕЙ. Жизнь состоит не только из приятностей...
МАРТА. Как только я потеряла зрение, меня забрал к себе сын. Он взрослый, у него семья. Они живут в другом городе. Сначала я очень обрадовалась, но потом поняла, что я им в тягость. Я просила его сдать меня в интернат, но он категорически отказывался. Но я чувствовала раздражение, которое просто витало в воздухе. Особенно меня невзлюбила невестка, и её можно понять: они молодые, им хочется жить полной жизнью, а тут я... И к тому же у меня начались видения...
ЛЕРА. Видения? Какие видения?
МАРТА. На подобие тех, что я озвучила вам. Я не знаю, что это, но какие-то картинки или слова сами приходят в мою голову. Ну и дети сочли меня за сумасшедшую. И тогда я решила избавить их от себя. Я притворилась, что потеряла память. Вы представляете, каково им: слепая, сумасшедшая старуха, так еще и без памяти! Тут любой с ума сойдет!
АНДРЕЙ. Господи, Марта, да какая же вы старуха? Вы отлично выглядите!
МАРТА. Вы мне льстите, но спасибо за искренность! Признаюсь, что в последнее время я делала всё, чтобы сыну захотелось избавиться от меня, но он всё терпел. Жена ему устраивала скандал, а он терпел... У меня очень хороший сын... Вчера вечером я потребовала, чтобы меня отвезли в больницу, потому что мне якобы стало плохо. Благо, я актриса и весьма талантливо изобразила сердечный приступ. В больнице мне резко полегчало, и я попросила вызвать мне такси, чтобы не беспокоить сына. Так я оказалась на вокзале. Отсутствие зрения весьма затрудняло мой путь, но, как говорится, язык до Киева доведет. И вот я здесь.
ЛЕРА. Но зачем? Зачем?!
МАРТА. Что "зачем"?
ЛЕРА. Я имела в виду, что вы теперь будете здесь делать? У вас есть кто-то здесь?
МАРТА. Это мой родной город.
АНДРЕЙ. Но сын же будет вас искать...
МАРТА. Не будет... А если и будет, то вряд ли найдет. Я их замучила, а теперь избавила от себя. И сделала это осознано.
АНДРЕЙ. То, что вы говорите - просто чудовищно!
МАРТА. Не согласна с вами... Я поступила так по велению сердца. Это мой выбор. Это мое решение.
ЛЕРА. Но ведь сын будет переживать за вас!
МАРТА. Знаете, Лера, когда человек умирает внезапно - это большая боль для родных и близких, а когда он неизлечимо болен или просто уже стар, то все готовы к его смерти. Мои близкие давно готовы. Поэтому за меня никто переживать уже не будет.
АНДРЕЙ. Где вы будете жить?
МАРТА. У меня полно знакомых!
АНДРЕЙ. Почему-то я не верю вам, Марта!
МАРТА. Получается, что вы два единственных человека в мире, которых волнует моя судьба. Спасибо, друзья мои. Но я точно не пропаду.
АНДРЕЙ. Подождите меня здесь! (он быстро уходит)
МАРТА. Куда это он?
ЛЕРА. Понятия не имею. Подождем.
свет на Иоланту
ИОЛАНТА. Бальтасаре быстро шел на поправку. Помогали молодость и забота Анны - так звали его спасительницу. Мысли об Иоланте с каждым днем уходили всё дальше и дальше. Через какое-то время он уже сносно говорил по-русски. Ему неожиданно понравилось в России, и он решил остаться здесь навсегда. Бальтасаре так и не узнал, что Иоланта прекратила свой земной путь, не решившись предать их любовь...
Общий свет
ЛЕРА. (поёт). В круге седьмом у самой черты,
Во взглядах сотен прохожих,
Ответы ищу, вопросы просты,
Прошу, помоги мне, Боже.
МАРТА. (поёт) Жизни родных, близких, друзей,
Тех, кто всего дороже.
Веру в себя, веру в людей,
Прошу, сохрани же ты, Боже.
ИОЛАНТА. (поёт)Не убежать, не улететь,
Небу лишь всё подвластно.
Но всё же мечтать и не жалеть.
Ведь было всё не напрасно!
ВМЕСТЕ. Не потерять, не пожалеть,
Всё, что захочешь в жизни успеть.
Любить, а не ждать, верить и знать.
Жить до конца, а не проживать.
из глубины сцены появляется АЛЬБЕРТ. За спиной он прячет букет цветов.
АЛЬБЕРТ. Так и знал, что ты здесь.
ЛЕРА. Мы, вроде, попрощались...
АЛЬБЕРТ. (мягко) Кристи, ты это... В общем, не обижайся на меня. Погорячился я.
ЛЕРА. А я и не обижаюсь. Мне просто всё равно.
АЛЬБЕРТ. Как это всё равно? Ну, как это всё равно?!
ЛЕРА. Да так - всё равно. Слушай, Альберт, ты чего пришел? Что нужно?
АЛЬБЕРТ. (протягивает ей букет) Я пришел извиниться.
ЛЕРА. (берет букет) Извинения приняты.
АЛЬБЕРТ. Нет, так не пойдет. Я же серьезно пришел. Послушай, Кристи...
ЛЕРА. (перебивает) Я Лера! Валерия! Это понятно?
АЛЬБЕРТ. Так я привык звать тебя так.
ЛЕРА. Отвыкай. И от меня тоже.
АЛЬБЕРТ. Я же нормально пришел! Поговорить! И вообще, давай отойдем, а то мы мешаем женщине.
МАРТА. Если вы имеет в виду меня, то беспокоитесь совершенно напрасно.
ЛЕРА. Альберт, давай коротко и по делу!
АЛЬБЕРТ. Неужели ты не понимаешь? Я пришел мириться.
ЛЕРА. Тогда разговор окончен. Я не хочу мириться. Ты променял меня на алкоголь и других женщин.
АЛЬБЕРТ. Это было временное помутнение, но сейчас я всё осознал! Клянусь тебе!
ЛЕРА. Марта, как вы считаете, он говорит правду?
МАРТА. Нет уж, увольте меня от экспертного заключения. Я же, всё-таки, не детектор лжи.
ЛЕРА. Но вы говорили, что всё очень чувствуете...
МАРТА. Чувствую...
ЛЕРА. И что же?
МАРТА. Пусть мои чувства останутся при мне. Я, пожалуй, вас ненадолго оставлю. Прогуляюсь немного... (уходит на задний план)
ЛЕРА. Осторожнее только.
АЛЬБЕРТ. Кто это?
ЛЕРА. Моя лучшая подруга!
АЛЬБЕРТ. Остроумно!
ЛЕРА. Я не шучу. Что еще?
АЛЬБЕРТ. Что?
ЛЕРА. Твои извинения я приняла к сведению, цветы, как видишь, тоже. Что еще?
АЛЬБЕРТ. Может, ты сменишь тон?
ЛЕРА. Не заслужил.
АЛЬБЕРТ. Кристи, ну, прекращай!
ЛЕРА. Не называй меня так!
АЛЬБЕРТ. Хорошо! Прости, Лера!
ЛЕРА. Так-то лучше.
АЛЬБЕРТ. Ну, что, мир?
ЛЕРА. К тебе я не вернусь.
АЛЬБЕРТ. Почему?
ЛЕРА. Потому что не хочу. Ты истратил кредит доверия, больше его у меня нет. Ты выгрыз меня изнутри.
АЛЬБЕРТ. Я же извинился...
ЛЕРА. По-моему Толстой сказал, когда поломают руки, простить можно, обнять нельзя. Вот так и про меня. Нет, Алик, к тебе я не вернусь. Не хочу. Всё в прошлом.
АЛЬБЕРТ. Ты не любишь меня?
ЛЕРА. Нет.
АЛЬБЕРТ. Так уверенно говоришь.
ЛЕРА. Потому что уверена.
АЛЬБЕРТ. А вот я тебя люблю.
ЛЕРА. Искренне сочувствую. И прости, мне это уже неинтересно. Уже поздно.
АЛЬБЕРТ. Ты жестокая...
ЛЕРА. Ты научил. Да и не любишь ты меня вовсе. Я же чувствую...
АЛЬБЕРТ. Да что ты чувствуешь!
ЛЕРА. Всё. И всегда всё чувствовала!
АЛЬБЕРТ. Ладно, серенада окончена. Давай по делу.
ЛЕРА. Ты же мне сегодня сказал, что я буду петь в дешевом кабаке за десять тысяч в месяц.
АЛЬБЕРТ. Что не скажешь со зла!
ЛЕРА. Вот именно - со зла! Ты злой, Алик. Ты стал злым. Раньше ты таким не был...
АЛЬБЕРТ. Давай оставим разбор моих грехов. Хорошо, ты не хочешь вместе жить, то давай хотя бы работать вместе. Я обещаю, что больше не повторю своих ошибок.
МАРТА возвращается и садится на скамью
ЛЕРА. Почему ты передумал?
АЛЬБЕРТ. Просто передумал. Подумал, что работать вместе у нас неплохо получается.
ЛЕРА. Это ли причина?
АЛЬБЕРТ. Конечно. Я нашел серьезного инвестора, и теперь мы организуем большой гастрольный тур по России, Казахстану и Белоруссии. Работы почти на год! Где ты еще найдешь такое предложение?
ЛЕРА. Предложение заманчивое, спору нет... Но...
АЛЬБЕРТ. Что "но"? Какое может быть "но"?
ЛЕРА. Марта, умоляю вас - дайте мне совет! Что мне делать?
АЛЬБЕРТ. Лер, ну что ты как маленькая?
ЛЕРА. Марта, прошу вас.
МАРТА. Я могу сказать только одно: слушай своё сердце, девочка...
ЛЕРА. Оно не обманет?
МАРТА. Меня ни разу не обмануло.
АЛЬБЕРТ. Ну и?
быстро входит АНДРЕЙ. В руках у него пакет с продуктами. Он бросил быстрый взгляд на Леру и Альберта и переключил своё внимание на Марту.
АНДРЕЙ. Марта, вы как?
МАРТА. Я весьма прекрасно, Андрюша.
ЛЕРА. (Альберту) Давай отойдем. (Андрею и Марте) Я скоро вернусь.
Лера и Альберт уходят
АНДРЕЙ. Послушайте, Марта, я тут... в общем, я хочу, чтобы вы приняли от меня этот пакет. Это от всего сердца, поверьте.
МАРТА. А что там?
АНДРЕЙ. Там продукты. Самые обыкновенные. Но для вас было бы проблематично приобрести их.
МАРТА. Ну, что вы, Андрюша! Ну, зачем же? Это совершенно напрасно!
АНДРЕЙ. Мне захотелось хоть что-то сделать для вас!
МАРТА. Уверяю вас, что я могу о себе позаботиться, но мне чертовски приятна такая забота! Не понимаю, правда, чем заслужила. Наверное, в вас говорила жалость...
АНДРЕЙ. Нет, не жалость, а простое желание помочь вам хоть чем-то! Вы очень хороший человек... Не отказывайтесь, прошу вас!
МАРТА. Спасибо... В моей жизни было немного людей, которые хотели помочь просто так. Вы редкий человек, Андрей... (уходит на арьерсцену)
Почти вбегает ЕЛЕНА. Она явно взволнована.
ЕЛЕНА. Андрей Николаевич! Андрей, вот вы где! Я вас еле догнала!
АНДРЕЙ. (изумленно) Лена?! Что вы здесь делаете?
ЕЛЕНА. Я пришла за вами!
АНДРЕЙ. Зачем?
ЕЛЕНА. Я увидела вас в магазине, окликнула вас, но вы меня не услышали, и быстро ушли. И вот я нашла вас здесь.
АНДРЕЙ. Но что случилось?
ЕЛЕНА. Я всё знаю. Вы не должны так переживать.
АНДРЕЙ. Что вы знаете?
ЕЛЕНА. О том, что произошло у вас сегодня. Я об истории с Кондратьевой.
АНДРЕЙ. Откуда вы знаете об этом?
ЕЛЕНА. Мне рассказали... В школе.
АНДРЕЙ. Вся школа знает уже?
ЕЛЕНА. Нет, конечно. Дальше меня это точно не пройдет. Андрей, вы не должны расстраиваться. Они просто идиоты. Просто клинические идиоты!
АНДРЕЙ. Да нет, идиот это я.
ЕЛЕНА. Да нет же! Не наговаривайте на себя! Вы очень хороший человек! Просто вы через чур доверчивый!
АНДРЕЙ. Как у Федора Михайловича - князь Мышкин! Помните, как Лев Николаевич Мышкин сам признается, что с детьми ему общаться намного проще, потому что общаться со взрослыми он просто не умеет.
ЕЛЕНА. Только звали его идиотом лишь за непохожесть на других! Вы действительно не похожи на других...
АНДРЕЙ. Идиот!
ЕЛЕНА. Нет, вы самый лучший!
АНДРЕЙ. Да нет же! Я же замахнулся на Настасью Филипповну, а она-то явно не по мне! Не по Сеньке шапка.
ЕЛЕНА. Я знаю, как вам больно...
АНДРЕЙ. Вы? Да откуда же?
ЕЛЕНА. Приходилось испытывать нечто подобное...
АНДРЕЙ. Вас так же жестоко разыгрывали? А потом ржали как лошади! Вы испытывали такое унижение? Или что-то подобное?
ЕЛЕНА. Я понимаю вас...
АНДРЕЙ. Не понимаете! Не желаю никому ничего подобного испытать... Даже не знаю, как завтра в школу идти. Наверное, и ученики уже будут знать...
ЕЛЕНА. Да бросьте вы! Никому не придет в голову рассказать это детям.
АНДРЕЙ. Вы уверены?
ЕЛЕНА. Уверена!
АНДРЕЙ. А я нет! Я, знаете ли, теперь вообще в людях не уверен! Не верю никому!
ЕЛЕНА. И мне?
АНДРЕЙ. Никому!
ЕЛЕНА. Очень жаль. Я вам ничего плохого не делала.
АНДРЕЙ. Да причем здесь вы?!
ЕЛЕНА. Действительно, причем здесь я! Какое мое дело! Я вообще нигде и никак, и не причем! Я просто пустое место!
АНДРЕЙ. Лена, что с вами?
ЕЛЕНА. Я просто хочу вам помочь! Я хочу, чтобы вы не переживали! Неужели это непонятно?
АНДРЕЙ. Да зачем вам это? Не вы же устраивали это мракобесие!
ЕЛЕНА. Вы слепой...
АНДРЕЙ. (не замечая её слов) Кстати, а почему вы, дорогая Елена Сергеевна, не поздравляете меня с профессиональным праздником?
ЕЛЕНА. День учителя в октябре.
АНДРЕЙ. Сегодня первое апреля - мой профессиональный праздник!
ЕЛЕНА. Да прекратите вы так говорить! Никакой вы не дурак! А напротив умный и симпатичный мужчина!
АНДРЕЙ. (с наигранной укоризной) Вы, Лена, учитель, а позволяете себе так безжалостно говорить неправду!
ЕЛЕНА. Я говорю правду! А еще вы учитель от Бога! Дети вас обожают! А это дорогого стоит!
АНДРЕЙ. Вы преувеличиваете.
ЕЛЕНА. Нисколько!
Из глубины сцены возвращается МАРТА
АНДРЕЙ. Но в любом случае спасибо вам за добрые слова. И за поддержку. Спасибо.
ЕЛЕНА. Я готова поддерживать вас всегда.
АНДРЕЙ. (переключил внимание на подходящую Марту) (Марте) Я здесь. Я помогу.
МАРТА. Спасибо, Андрюша.
АНДРЕЙ. Марта, со мной Елена, она моя коллега. Лена, познакомьтесь, это Марта. Она просит называть её только по имени, потому что она актриса.
ЕЛЕНА. Очень приятно, Марта.
МАРТА. И мне приятно! У вас приятный голос, Лена.
ЕЛЕНА. Спасибо. Андрей, я так понимаю, что это ваша мама?
МАРТА. Ну, что вы...
АНДРЕЙ. (не давая сказать Марте) Да! Это моя мама, Лена. Она, к сожалению, не видит вас...
ЕЛЕНА. Не видит? Это... это...
МАРТА. Не подбирайте слов, моя милая. Это жизнь.
ЕЛЕНА. Но зато Марта меня слышит. И вы слышите, Андрей.
АНДРЕЙ. Ну, разумеется. К чему это уточнение?
ЕЛЕНА. К тому, что я хочу сказать кое-что. И хорошо, что ваша мама это тоже услышит.
АНДРЕЙ. Осторожнее, мама очень впечатлительная.
МАРТА. Думаю, что я выдержу, сынок.
ЕЛЕНА. Андрей, простите, но вы слепой.
МАРТА. Что?
ЕЛЕНА. Ну, как можно не видеть очевидных вещей... Да, Марта, ваш сын совершенно не замечает ничего вокруг себя.
АНДРЕЙ. Вы шутите?
ЕЛЕНА. Да никаких шуток! Я очень серьезно говорю!
МАРТА. (понимающе) Сынок, неужели ты не понимаешь...
АНДРЕЙ. Что? Что я должен понять?
МАРТА. Что она любит тебя...
АНДРЕЙ. Что?! Что за ерунда.
МАРТА. Лена, я права?
ЕЛЕНА. Да, люблю! Очень. Давно. Безнадежно. Пусто. Каждый будний день видимся, говорим, но я молчу. А сегодня сказала...
МАРТА. Я верю ей...
ЕЛЕНА. Да я бы ничего и не сказала, если бы не эта вопиющая выходка этих дегенератов... Просто сердце сжалось, как представила, что вы чувствовали, Андрей... Ладно, простите меня. Я не должна была говорить. Просто эмоции захлестнули, как узнала... Простите еще раз...
ЕЛЕНА быстро уходит.
МАРТА. Она ушла!
АНДРЕЙ. Да, Марта.
МАРТА. Какого черта вы стоите, Андрей?
АНДРЕЙ. А что я должен сделать?
МАРТА. Как это что? Догнать её, поговорить с ней!
АНДРЕЙ. Марта, я просто...
МАРТА. Она очень хорошая! Я это чувствую! Поговорите с ней. И посмотрите на неё! Ведь у вас есть такая возможность, в отличие от меня. Так воспользуйтесь даром Божьим! Догоните её!
АНДРЕЙ. Мне нужно всё это пережить...
МАРТА. Не теряйте время, Андрюша! Оно не милосердно...
АНДРЕЙ. Вы только дождитесь меня, Марта! Я скоро вернусь!
АНДРЕЙ убегает. Свет на ИОЛАНТУ. ИОЛАНТА подходит к МАРТЕ и кладет руку на плечо.
МАРТА. Уже пора?
ИОЛАНТА. Да, Марта. Самое время.
МАРТА. Ну, что ж...
ИОЛАНТА. Что-то не успела?
МАРТА. Разве же можно всё успеть? Всегда что-то хочется дополнить, поправить, изменить или отменить. Иногда и переписать.
ИОЛАНТА. Невозможно... Всё только однажды: и поступок и последствия... Обратной дороги нет. Нам пора.
МАРТА. Да, конечно. А всё-таки сын у меня замечательный...
ИОЛАНТА берет МАРТУ за руку и уводит за собой. Вбегает АНДРЕЙ.
АНДРЕЙ. Марта! Марта, вы где?
Он ищет МАРТУ, но естественно, не находит её. Он видит только пакет с продуктами, лежащий на скамье. АНДРЕЙ садится на скамью. Входит ЛЕРА.
ЛЕРА. А где Марта?
АНДРЕЙ. Не знаю... Ушла... Я вернулся, а её нигде нет.
ЛЕРА. Очень жаль. Милая она, настоящая...
АНДРЕЙ. Как мама...
ЛЕРА. Душевная...
АНДРЕЙ. Ну, что ж, оставляю скамью в ваше полное распоряжение...
ЛЕРА. Да она мне уже тоже ни к чему...
АНДРЕЙ. Вы извините, Лера, если чем-то обидел вас. Не хотел.
ЛЕРА. Да и вы меня.
АНДРЕЙ. Желаю вам успехов на вашем поприще... Уверен, что вы далеко пойдете... У вас хорошие песни.
ЛЕРА. Спасибо. И вам успехов во всём.
АНДРЕЙ. Спасибо.
ЛЕРА. И...
АНДРЕЙ. Что?
ЛЕРА. Я очень рада была познакомиться...
АНДРЕЙ. Я тоже. Спасибо.
ЛЕРА. За что?
АНДРЕЙ. За такие слова. Приятно...
ЛЕРА. Ну, прощайте!
АНДРЕЙ. Да.
ЛЕРА. Что же вы не уходите?
АНДРЕЙ. Ухожу. Простите. (берет пакет) Зайду в церковь.