РАСПУТИН

                                 А. СТЫНКА                        

                                      РАСПУТИН                 

Монопьеса

 

Действующие лица:

Распутин

В пьесе:

хореография

хоровое пение

 

При открытии занавеса звучит плясовая музыка.   Обрывается.

Фрагмент комнаты с окном. На сцене – Распутин. Справа – крючок с тулупом.

За окном  –  снег. Внезапно – яркая вспышка.

 

Распутин. В 1869 году в небе над Россией пронеслась комета.

       На сцену падают искры.

Благой знак. На землю явится богоизбранный. Моя мать – простая крестьянка Анна. Мой отец – Ефим. Жили они в Тобольской губернии.  (В зал). Русская земля родит удивительных людей! В самом бедном  селе может появиться необычный человек с неординарными способностями.

  За сценой – крик петуха. Лай собаки. Блеяние овец. Звучит народная музыка.   На сцену выбегает Петух.   Пляска Петуха. 

  Хоровое пение: «Во поле береза стояла. Во поле кудрявая стояла. Люли-люли, стояла. Люли-люли, стояла. Некому березу заломати. Некому кудряву заломати. Я ж пойду – погуляю. Белую березу заломаю. Люли-люли, заломаю».

   Выходят «курочки». На головах – косынки. Водят хоровод. Уходят.

Распутин. К крестьянскому труду был приучен с малых лет. Пас скотину. Убирал урожай. Шумным детским компаниям предпочитал уединение. Односельчане считали меня ущербным. Я часто болел. В 14 лет увидел Матерь Божию.

  По сцене летают белые птицы.

С того дня  моя жизнь переменилась. Стал четко видеть под водой. Стал четко слышать внутренний голос. Сам ли говорю, не знаю. Но верю голосу! Отведет он меня от беды. (Бахвалясь). Легко переношу сильные морозы. Могу мало спать. Три часа в сутки – достаточно, чтобы остаться бодрым. А самое удивительное– стал слышать мысли. Стоит взять кого-то за руку, в моей голове возникают чужие мысли. Если человек кражу задумал, я сразу чую. Если еще чего похуже затеял, поджог или убийство, вижу день и час. Эту способность не утрачу до самой смерти.

Хоровое пение: «Черный ворон. Черный ворон. Что ж ты вьешься надо мной. Ты добычи не дождешься. Черный ворон, я не твой. Ты добычи не дождешься. Черный ворон, я не твой».

  Появляется чёрная птица. Летает над головой Распутина. Тот отмахивается от неё.

Пение: «Что ж ты когти распускаешь. Над моею головой. Ты добычу себе чаешь. Черный ворон, я не твой».

Распутин. Все когда-то умрут. Однажды это случится. Жизнь имеет ценность, потому что есть смерть. Всегда знал точную дату и причину своей смерти. Я старался вдумчиво прожить эту жизнь. Много молился. Постился. Пророчествовал. Но моё странное поведение пугало односельчан. Кому понравится, когда кто-то изрекает: «Ты скончаешься во сне»; «Ты утонешь»; «У тебя есть ещё пару дней, потом уйдешь под лёд». Зачем говорил им? Чтобы готовились. Чтобы оставшиеся дни провели с пользой. Сделали что-то лучшее для своей семьи. Наверняка, односельчане прогнали бы меня из деревни, ещё б и палками побили, но я вовремя женился на Прасковье Федоровне. Она мне сразу приглянулась. Смотрели друг на друга три месяца. А потом…

Хоровое пение: «Не было ветру. Не было ветру. Вдруг навянуло. Не было гостей. Не было гостей. Вдруг наехали. Полон двор. Полон двор. Коней. Карет. Полны сени. Полны сени».

Распутин. Были песни. Были пляски. (Задумчиво). Пляски. С Хлыстами я познакомился ещё в годы паломничества. В двадцать восемь лет, оставив семью, я отправился в монастырь.

  Надевает тулуп.   Фрагмент с окном пропадает.

Крестьяне часто уходили из деревень. Брали посох. Шли пешком. Вера в Господа гнала вперед. К сбору урожая возвращались. Монастырь, куда я прибыл,  наставлял на путь истины злостных еретиков. Русская секта – хлысты – отрицала церковную обрядность. Придерживалась строгого аскетизма. Практиковали  воздержание от пищи и женщин. Верили, что Бог может воплощаться в любом человеке. Их обряды пришлись мне по душе.

   Выходит человек в крестьянской одежде. Ставит посреди сцены  сосуд. Выходят люди с  хлыстами в руках,  движутся по кругу. Имитируют избиение самих себя.

   Распутин на авансцене.

Распутин (указывает на людей).  Радения – это не оргия. С помощью радения можно прейти к прозрению. Уничтожается прежний человек. Рождается новый человек –  человек из Эдема.

   Люди по очереди пьют из сосуда.

Распутин. Из священного сосуда можно пить. А можно и голову туда окунуть.  Так мы  оттягивали изнеможение.

  Люди совершают быстрые круговые движения. Падают. Совершают меж собой движения сексуальной активности.

Распутин. Чтобы укрыться от преследований, хлысты сохраняли принадлежность к православию. Недолго я был с ними.

   Люди уходят. Уносят сосуд.

Отошел я от них. Тогда ещё понял, что никогда не смогу победить в себе беса плоти. Никакие покаяния и паломничества недостаточны для того, чтобы преодолеть искушения.

Что я только ни делал, чтобы избавиться от любви к женщинам. 

   На заднем плане появляется свод пещеры.

   Распутин прячется в ней.

На цене – темные призраки. На голове – шипы. Они пытаются вытащить Распутина.

  Разъяренный Распутин выскакивает из пещеры.

Распутин. Прочь, хищники! Ступайте назад! Пролезайте в окно между мирами!

  Вскакивает на грудь одному призраку.

   Со всех сторон – скуление.

Распутин. Улетайте вместе с ветром!

   Призраки убегают.

   Распутин обессилен.

За сценой мужской голос: «Григорий! Иди! Странствуй. И спасай людей!»

За сценой женский голос: «Григорий! Я плачу о грехах людских. Иди. Странствуй. Очищай людей от грехов. И снимай с них страсти».

  Распутин берет посох. Шагает.

Распутин (громко). Монах Макарий! Поговори  со мной о духовной жизни.

  На сцену выходят ангелы.   Танец.   Уходят.

 Распутин из кармана тулупа вынимает записную книжку.

   Показывает в зал.

Распутин. Записная книжка Государыни Александры Федоровны. Появилась у неё в 1911 году. Точнее. 3 февраля. Что в ней?

  Открывает. Читает.

«Боже. Дай мне сил. Не потоптать множества жемчуга».

  На заднем плане появляются цветы. Выходит свинья.   Танец свиньи. Она топчет цветы.   Уходит.

Распутин читает:

«Моя жизнь – путь во Христе».

Распутин (в зал). В Петрограде в 1915 году вышла моя книжка. Пятьдесят экземпляров. Была предназначена Государю Николаю Второму. (Целует записную книжку). Государыня в свою записную книжку царственной рукой занесла всё, что я пережил.

Читает:

«О, как я весел. Да крест тяжел. Без креста Бог далёк. (Строго в зал). И сам не ищи креста. (Читает). А Бог даст, понесёшь. Сколько ты сможешь, Бог знает. Что тебе нужно, Бог знает. Только будь осторожен».  «Правду написал царь Давид: Блажен муж, которые не ходит на совет нечестивых».

   На заднем плане – полутемно.    Вспыхивают свечи.

«Занятие празднословием не любит единомышленников. Бес очень опытен. (Осеняет себя крестом). Бес прожил много. Научился ко злу. Зависть – это его вкус. (В зал). Не зли беса, а то он поедет на тебе.

   Выбегает человек в крестьянской одежде. На нем – Бес.    Звучит страшная музыка.

    Полная тьма.

Голос Распутина. Люди! Будьте готовы! Наступит вечная тьма. Предупреждаю вас об этом!

  Удар молнии.

Всё кончится. Спасите себя. Раскайтесь.

   Вспыхивает свет.

Распутин опирается на посох.

Распутин. Есть на Руси традиция – паломничество на Святую Землю. Желающих посетить Святую Землю всегда было много. Как людей организовать? Да так, чтобы ни один человек не пропал в дороге? Паломниками занималась Русская Духовная Миссия. Они обеспечивали паломников едой и кровом.  Ходил и я на Святую Землю. Искал слово Божье. Обрел высокое духовное измерение. Что могу сказать о своей тишине? Без всякого усилия утешает море.

   Шум волн.

   На заднем плане – закат.

Солнце по минутам уходит за горы. Душа человека немного поскорбит о его лучах. О его дивных лучах…

Хоровое пение. «Уж и расскажу-то тебе, сиротинушка. Уж про свою-то участь горькую. Уж и ты не знаешь-то, моя кровь горячая. Уж и не осталось у меня-то роду-племени. Уж и не осталось у сиротинушки теплого гнездышка. Уж и к кому-то я приклоню-ка свою буйную головушку».

   Полутемно.

Распутин. Смеркается.  Нет даже звука птицы. Невольно вспоминаешь всю суету. (Вздыхает).

  Падает на колени.

Господи! Дай терпение!

   На заднем плане – Софийский храм.

За сценой многоголосье: «Сердцу милый вожделенный Иерусалим. Святейший град! Мой поклон тебе у врат».

   Распутин поднимается с колен.

Распутин. Пора возвращаться домой. (Уходит).

   На сцену сыплются листья.    Звучит музыка.

   Распутин возвращается. На нем – изношенная одежда. Стоптанные сапоги.

   Музыка обрывается.

Распутин. Шёл тысяча девятьсот четвертый год. Петербург встретил меня листопадом и сквозняком. Дивный град - Петровых рук творение. В нем – парки и дворцы. Набережные и мосты. Образовательные заведения. Заводы – фабрики.

  За сценой – заводской гудок.

Много рабочих. (Кому-то уступает дорогу).  Шагают уверенно. Настоящие жители города! Не боятся телег и карет. Не кидаются в сторону, когда на них катит автомобиль.

  За сценой – гудок клаксона.  Распутин вздрагивает.

А крестьяне тута выглядят забитыми. Хоть им и предоставили равные с остальным населением права, как ими пользоваться, они не знают. (Вздыхает). Серые люди. После Столыпинской реформы, продав земли, бедолаги устремились в город на заработки. Кому они нужны? Устроились на тяжелые  работы. Тяжёлый труд убил многих. (Задумчиво). В городе никак не легче, чем в деревне. Если карман дыряв, а живот пуст, ждет человека погибель. А знатным да богатым, конечно, в городе раздолье.

  На заднем плане –  дворец (фрагмент дома с окном). В доме зажигается люстра. По обе стороны от дома появляются картонные кареты.

Голос за сценой. Смотри, Гришка! Пред тобой – Юсуповский дворец.

  Распутин кивает.

Князья Юсуповы – богатейший род в Российской империи.

  Распутин кивает.

Состояние князей во много раз больше, чем у самих Романовых.

Распутин. О, как! (Задирает голову вверх).

Голос за сценой. С давних времен Юсуповы пользовались уважением царской семьи.

Распутин. Чем теперь занимаются?

Голос за сценой. Собирают картины и всякие дорогие вещи.

Распутин. Бездельничают.

Голос за сценой (с удивлением). Почему так сказал, Гришка? Состоят на государственной службе. Им принадлежат фабрики. Они открывают и финансируют больницы. Занимаются меценатством. Создают школы для рабочих. Своим же детям дают лучшее образование.  Феликс Юсупов окончил частную гимназию.  Учился в Оксфордском университете. Яркий представитель золотой молодежи.

Распутин. А я у жизни учился. Да у Господа нашего. Как жить надо, Бог обо всём сказал.

Голос за сценой. В 1914 году Феликс женится на племяннице императора Николая второго – великой княжне Ирине Романовой.

Распутин. До четырнадцатого года дожить надо. Много событий произойдет до четырнадцатого года.

Голос за сценой. Приём во дворце. Балы в Юсуповском дворце всегда дают с грандиозным размахом.

  Звучит музыка.

Распутин. Сорят деньгами! Швыряют под ноги изумруды. Выставляю богатство напоказ. Хрустальные вазы у них доверху наполнены драгоценными камнями. Нехорошо это.

Голос за сценой. Много ты понимаешь, что хорошо, деревенщина!

Распутин. Я – представитель русского народа!

Голос за сценой. Поди сюда. Что покажу, Гришка!

   Распутин уходит.  Появляются пары.   Слева и справа ярко вспыхивают свечи в канделябрах.  Пары вальсируют.   Музыка обрывается. 

   Полутемно.    Ярко горит люстра в окне.    Выходит Распутин.

Распутин (с восхищением). Красота!

Голос за сценой. Над парадной лестницей Юсуповского дворца висит трехъярусная люстра весом 1.5 тонн. (Хитро). Завидуешь им, Григорий?

Распутин. Нет. Обманывать людей – дело небольшое. Богатеи не считают зазорным для себя наживаться за счёт труда рабочих на своих заводах и фабриках. Показное богатство! Развратные души.

  За сценой - песня:

«Уж мы столики расставим –

Преображенский полк.

Скатерти расстелим – полк Семёновский.

Мы вилки да тарелки, - полк Измайловский.

Мы поильце медяное, – полк драгунушек.

Мы кушанье сахарны, – полк гусарушек.

Потчевать заставим, – полк пехотушек».

     На заднем плане  появляется деревянная постройка – домик Петра.

     Распутин указывает на дом.

Распутин. Ему завидую.

  Свет в доме, хоть и притушен, но горит. Силуэт прилипает к окну.

Сруб. Сосновые бревна. Маленький дом. Шестьдесят метров всего. Моя изба и то больше.

  Ходит взад и вперед.

Вокруг ажурная чугунная решетка.

  Заглядывает в окно дома.

Кто ходит? Человек вошел в царскую спальню. Человек ли? Вышел из нее. Отправился в кабинет. (В зал). Неуж-то он сам!? Великий Петр. (Принюхивается). Розами пахнет. Травой. Шиповником. Теперь – морем. Чужие запахи. Не городские. Следую за ними. Шагаю за Петром в прошлое! (С восхищением). Он – повсюду! Он – везде! Тут – пишет морской устав. Там – строит морской корабль. Ему завидую! Ему! А более, никому. Пётр произвел большие изменения в государстве. (Топает ногой). Его город! Его! Он отстроил Санкт-Петербург. Любопытный был царь. Верил в силу человеческого разума. И я верю. Можно познать окружающий мир. Людей. Какие они – люди? (Бьёт себя в грудь). Несчастные. У меня есть жалость к человеку. Человеку жить нужно. А воевать – нельзя. Своим мужицким умом понимаю, что война – вред для мужика. Кто косить будет? Кто скотину кормить будет? (Вздыхая). Не нужна война мужику.

  Полутемно.  Домик Петра пропадает.

К Лавре шагаю. Ждут ли меня там? Примут ли? Нет охоты спать на улице. Если не состоится назначенная встреча, можно отправиться в ночлежку.

  Танец нищих.

Распутин. Вонь в ночлежке. Ужасные условия. Нары не обрабатывают. Никакой дезинфекции. Рассадник заразы.  Спать в таких условиях, нет охоты. (Пожимает плечами). Я ж не бездомный какой. (Ёжится). Похолодало. Ветер северный. Дует с залива.

   На заднем плане – Троицкий собор.

   Распутин указывает на него.

Вот! И это – его творение! Великий Петр начал строить Собор. Глядите! Над входом  два ангела. Знают всё. Хранят подвиги прежних лет.  А рядом – кладбище.

Голос за сценой. Лазаревское кладбище. Его основали по указу Петра Великого для любимой сестры.

Распутин. А я что говорю? Всё – Петр! (Оглядывается). Он – повсюду. Везде. Тень его в  городе. (Берется за сердце). Чувствую его всем сердцем. История страны у его ног. Как же он возвеличил Русь Великую! Ему завидую. Ему! После своей смерти, навсегда останусь в великом городе. Заведу дружбу с тенью. С духом Петра. (Вздыхая). Что ж это я – окаянный – о смерти?

Голос за сценой. Что ж ты о ней, Гришка? Не накликай.

Распутин. Ждет меня великий подвиг! (Пауза). Смута грядет большая…  Должно мне уберечь Россию от гибели. Готов ли я принести себя в жертву?

Голос за сценой. Ну? Что скажешь, Григорий?

Распутин. Покорно не пойду на заклание. Еще поборемся!

Голос за сценой. Ну-ну…

   Повсюду вспыхивают церковные свечи. Они трещат.  Хоровое пение.

«Ангеле, Божий, хранителю мой святый. Живот мой соблюди во страсе Христа Бога. Ум мой утверди во истинном пути,  и к любви горней уязви душу мою, да тобой направляемь. Получу от Христа Бога велию милость».

   Темно.

Голос Распутина. С церковными людьми у меня непростые отношения. А вот со светскими дамочками  была теплая дружба.

   Ярко вспыхивает свет.   На сцене – графиня и кухарка.   Танец.

На заднем плане появляется самовар. На сцену выходит Распутин. На нем - яркая рубаха с вышивкой.

Распутин. Дамский кружок образовался как-то сам по себе. Я и не помышлял. А вот так вышло. Ядро кружка – женщины, искавшие утешения, уставшие души. От генеральши до кухарки. Собольи боа аристократок рядом со скромными платьями мещанок. Среди посещавших собрания – Мария Евгеньевна Головина. Бедная Муся… Она была обручена с князем Николаем Юсуповым. Но, к несчастью, его убили на дуэли.

  За сценой – выстрел из пистолета.

Её любимый погиб накануне свадьбы. Заступился за любовницу. Мария была совершенно прибита. Я ее подобрал как бездомную собачку. Пригрел у себя. В те дни  мир перестал существовать для неё. Другая моя почитательница – Любовь Головина. Был спрос на меня. Я зажигал души, когда они не горели сами. Был для них горящим факелом.

Голос за сценой. Почему так?

Распутин. Церковь перестала быть для людей утешительницей.

Голос за сценой. Расскажи, Григорий, про Ольгу Лохтину.

Распутин. Однажды меня пригласили в дом к одной светской львице. Ольге Лохтиной.

Голос за сценой. Зачем ты – простой мужик понадобился в богатом доме?

Распутин. Так я же врачевал. Исцелял. Болезнь этой женщины – типичная неврастения. (Смеясь). Нервные расстройства я излечивал великолепно. Конечно же, вылечил и её. После чего Лохтина предложила переселиться к ним. Муж её был непрочь.

Голос за сценой (с большим осуждением). Вскоре светская львица превратилась в юродивую.

Распутин. Ну. Пожалуй, что не так всё быстро и случилось. Годы прошли… Не всякий может пережить сильное душевное потрясение без последствий. Не виноват я.

Голос за сценой. Лукавишь. Грех на тебе, Гришка.

Распутин. В чем же мой грех?

Голос за сценой. Сильно притягивал к себе женщин. Особенно тех, кто пережил горе.

Распутин. Это так. Души у них были потрёпанные. Душа болит, а поговорить не с кем. Женщина такой же человек. Её любить надо.

  Выходит генеральша Лохтина. На ней – белое платье. Поверх платья – много пёстрых лент. На голове – венок.

   Выходят нищие.  Танец. Нищие тянут Лохтину за собой. Насильно утаскивают в кулису.

Распутин. Вышло нехорошо. Но нет на мне греха. Ольга Владимировна взяла на себя самый трудный подвиг – юродство.

Голос за сценой. Кликушествующая Лохтина нужна была тебе для рекламы?

Распутин. Нет. (Крестится). Говорила обо мне хорошо. Никто так не говорил, как она.

Голос за сценой. Говорила, что там, где у всех пьянство и разврат, у тебя подвиг.

   Распутин кивает.

Когда ты пляшешь, то молишься.

   Распутин кивает.

Говорила, что ты – Бог! Бог, сошедший на землю.

Распутин (смущённо). Какой же я Бог! Христос спаси и помилуй. (В зал). Что взять с юродивой.

Голос за сценой. Бил её?

Распутин. Что говоришь! Как можно? Прислуживала она мне. Как и другие дамы Петербурга. Старые и молодые. Знатные и не очень. Порой унижал я их. Видел их гордость. Они считали себя превыше всех. Надо было их смирить.  Гордыня препятствует человеку познавать Бога.  Господь ждёт от нас смирения. Сатана был изгнан с небес из-за гордыни.  В моём доме знатные дамы мыли посуду. Очередь меж собой установили. Полы натирали. Дуры. Но чаще всего мы решали вопросы веры. Проводили дни и ночи, полные духовных бесед. (Хитро улыбается). Мои дамы во всём повиновалися мне.

 

 На заднем плане – фрагмент стены царской комнаты.

  Вдоль крадутся тени. Ёрничают.

 

Распутин.  В царском дворце хорошо принимали юродивых. Кто только во дворец не приходил. Кроме юродивых, шарлатаны со всего мира съезжались во дворец. Царица не могла родить наследника. А с неё требовали! Молитвы не помогали. На свет появлялись одни девочки. На что надеялся царь? Что припадки эпилептиков подарят стране спасение? (Загибает пальцы). Митька Коляба. Матронуша Босоножка. Жена Николая Второго верила в чудеса юродивых. Страдающая эпилепсией Дарья могла часами орать матом.  Все слушали её с серьёзными лицами. Потом при дворе появился месье Филипп. Врач-шарлатан. Подарил царице колокольчик. Да надоумил её: как только человек рядом пожелает зла, зазвонит колокольчик  (Мат). Выставили его. Но с почетом. Денег дали на дорогу. (Пауза). Наконец у Александры родился наследник. Царевич Алексей.  Больной мальчик.  

  Танец страдающей царицы с куклой на руках.

Распутин. Гемофилия.  Любая травма вела к кровотечению. Болезнь цесаревича Алексея изменила судьбу России. Императорская семья замкнулась в своем кругу. Все мысли царицы были о больном мальчике.

 За сценой колыбельная:

«Ай дуду. Дуду. Дуду. Сидит ворон на дубу. Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу».

   Выбегает Ворон. Дудит в трубу. Убегает.

Я успокаивал ребенка. Снимал напряжение и страх. Я умел заговаривать кровь. (Злобно). Никчёмные докторишки наносили большой вред здоровью наследника. Одна цель была у них: карманы набить золотом. С моим появлением во дворце  к царице вернулась надежда. Я был для них добрым гением. На что только не пойдет мать ради ребенка. Царица улучшила мои условия жизни. Из казны оплачивали квартиру. Сняли её неподалеку от вокзала. Дали автомобиль с водителем. Всё складывалось хорошо. Я перевёз к себе своих детей. Мы опять стали жить одним домом.

  Выбегает девушка. На шее – баранки.   Танец.

Изобилие в питание. Почести и слава. Да, малехо разболавался. Но молился! День ото дня всё усердней молился! За царя. За царицу! За цесаревича. За Россию! Влиял ли я на царя и политику? Кто!? Я? Малообразованный мужик. Что за выдумки? Немного использовал ситуацию. Как же без этого. Друзьям помог. На должность пристроил кое-кого. Другим – денег дал, чтобы не бедствовали, а своё дело открыли. (В зал). А кто бы из вас поступил по-другому? А царя – любил я его! Царь для меня был – источник милости и правды. Любовь к нему была непритворной. За что царь и уважал меня. Вокруг него были лизоблюды да подхалимы. Устал он ото лжи. А тут я.  Без камня за пазухой. Беседовали мы. По душам. О Боге. О религии. Прямого влияния на политику я никогда не оказывал! Тока один раз. Пытался отговорить императора от участия в войне. Негоже мужику воевать. Царь придерживался другой точки зрения.

  Грохот пушек.

  Взрыв. На сцену сыплются искры.

Распутин. Царь Николай был фаталист. Что не мешало ему свято верить в Святую Русь и ее особое предназначение.

   Печальная песня о войне.

«Близ моря, германской границы. В ущельях кремнистой скалы. Там льются кровавы потоки. С утра до вечерней зари. Там русское войско  дерется. За честь и за веру царя… Идут они в бой обреченны. Но смерть храбрецам не страшна. А дома отец при кручине. И с ним престарелая мать. Читают военны газеты. Желают о сыне узнать».

Распутин. Страшное дело – война. Слезы из глаз. Руки – ноги летят в разные стороны. А как закончится война, вернется человек домой, без руки, аль без ноги, кому он нужен? Что ждет его? Жизнь на паперти. Грязное дело – война. А для богатеев, что в тылу, –  прибыль. Кто-то мрёт, а кто-то капитал куёт. На питьевой воде. На оружии. На питании. Война – горе большое для простого человека. Для его семьи. Если на войне погибнет человек с положением, его вдова будет получать огромную пенсию. Если простой мужик сдохнет… (показывает в зал фигу). Разе ж кто меня слушал. Брехня всё это, что я влиял на политику. Многие завидовали мне. Ведь я входил во дворец без приглашения. Как свой человек. Был для царицы – «старец».  Царь называл меня «божий человек». Да, порой не справлялся с плотским желанием. Проводил время в обществе шансонеток. Разве то большой грех?

  Песня:

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий – и такой родимый, и такой далёкий. Плчет и смеется песня лиховая. Где ты моя липа? Липа вековая? Я и сам когда-то в праздник спозаранку выходил к любимой, развернув тальянку».

   Выходят «разобранные» девушки.  Танец.  (Пауза).

Распутин. Ползли обо мне слухи. Называли меня колдуном, чёрным монахом да развратником. Каюсь. Чего греха таить. Любил рестораны. Музыка играла. Цыгане плясали.

  Песня.

«Гори, гори, моя звезда. Гори, звезда, приветная. Ты у меня одна заветная. Другой не будет никогда. Сойдет ли ночь на землю ясная. Звезд много блещет в небесах. Но ты одна, моя прекрасная. Горишь в отрадных мне лучах».

   Выходит цыганка. Пляска цыганки.

Распутин. Ах, как в ресторане плясали цыгане! И я сам был не прочь (лихо притоптывает). Душа у меня весёлая. (Строго в зал). Водку не пил. А  только сладкое вино. Был приучен к сладкому вину с тех пор, как жил в монастыре.

  Приплясывает.    (Пауза).

Когда открыта душа, каждый в неё плюнуть норовит. С каждым днем росло число противников. Что они удумали? Враги царской семьи использовали моих двойников. Те несли всякую чушь. Компрометировали меня. Распространяли слухи о плутовстве и распутстве. Агитация – серьёзное дело. Мол, тёмный мужик правит Россией. И бедные, и богатые не могли простить мне близость к царскому трону. Россия словно желала моей смерти. (Говорит громко). Буду я,  будет и Царь и Россия. А как меня не будет, не станет ни Царя, ни России.

   Со всех сторон эхом: «Не станет ни Царя. Ни Росси».

Распутин (горько). Убьют меня. Убьют. Рухнет и Царский Трон.

 (Пауза).

Снег. Сколько снегу!

   На сцену сыплет снег.    За сценой – вой ветра.

Тридцатое декабря. Меня пригласили в гости во дворец Юсуповых. Будто бы на встречу с Ириной. Давно хотел с ней познакомиться. С племянницей императора. А накануне явился ко мне верный друг. Преданный человек. Был он в чинах. Много знал. Да сказал, что готовится на меня покушение. Да попросил, чтобы я несколько дней не выходил из своей квартиры.

  За сценой – гудок клаксона.  Скрип шин машины.

Приехал князь Юсупов. Сам. Чтобы отвезти меня в свой дворец. (Рвет на себе волосы). Заманили в ловушку! Черти окаянные! Стреляли в живот. Стреляли в спину. (Корчится от боли). Напали сразу! Я и шубу-то не успел снять. (Выпрямляется). Про отравленные пирожные – это всё  сказки. Подумайте сами.  Я не люблю сладкого. Никогда не любил. Сухари – да. Это то, что я уважал. Даже ввёл моду на сухари. Рестораны выпекали сухари по моему рецепту. Зачем убийцы напустили дыму? Почему фантазировали обо мне? Чтобы себя обелить. Должно было  в народе остаться, что они боролись с монстром.  Не было никакой борьбы. Застрелили и всё. Ноги и руки перевязали веревкой. Тело бросили в воду.

  Ложится на пол.

Ударил мороз. Вода затянулась льдом. Когда тело достали, долго отмораживали. Стоял я рядом. Смотрел. Они по куску лёд отрубали. Кипятком из чайника поливали. Клоуны.

  Поднимается.

Зачем поехал во дворец, когда знал, чем дело закончится? Смерть хотел обмануть? Разве ж можно её провести? Смерть…

  Выбегают черти. Несут гроб. Быстро скрываются.

Захоронили меня в Царском селе, у опушки леса. Фрейлина Анна Александровна Вырубова, ближайшая подруга императрицы,  отстроила на месте моего захоронения часовню. Я бы упокоился с миром. Мятежная душа, угомонившись, обрела бы Вечность. Так нет же! Солдаты осквернили могилу. Труп сожгли. Столько несправедливости. Убийц не покарали. Я остался не отомщенным. Теперь моей душе нет покоя. Вначале никак не мог привыкнуть к новому состоянию. В лесу прятался. В заброшенных домах хоронился. Потом привык к положению. Освоился. В город вернулся. Если тень мою в городе встретите, не пугайтесь. Добрым людям я вред не наношу. А ничтожных пугаю, конечно. А лихих – путаю. Забавы ради. Когда тоска меня берет, возвращаюсь в Юсуповский дворец. Сажусь на ступени. Думы думаю.

  Садится на край сцены.

Во, как оно вышло. Простой мужик легендой стал. Оброс небылицами. Смотрители Юсуповского дворца  экспозицию с восковыми фигурами сделали. Воссоздали обстановку того самого дня. Показывают туристам фотографии и документы. На моем имени  деньги куют. Да я не против, не обижаюсь. Я к деньгам всегда был равнодушен. Мне бы сухарики. Почему живые не оставляют сухарик на столе? Мир мёртвых связан с миром живых. Что внизу – то и наверху. Явитесь во дворец, захватите сухарики.

 Поднимается.

Пойду к Петру. Там он. В своем доме. Работает. Отвлеку его. Мирно посидим  у него в столовой. О городской жизни поговорим. Следит Пётр за своим городом. Запомните! Город – вотчина Петра Первого! Чиновники приходят и уходят. Мэры приходят и уходят. А Пётр тут! Навсегда! Он – душа города на Неве. Он – её слава! (С угрозой). Если какой господин решит городу вред нанести, мы ж ему! (Грозит кулаком). Полетят его потроха по Гороховой. По Литейному.

  Крик чаек.

В городе дождей установилась погода. Чайки летают над Невой. Надо царя Петра выманить на прогулку. Погуляем среди каналов и мостов. Откроем Михайловский замок. Поищем в нем убиенного российского императора Павла Первого. Что скажу. Прячется он. Не выходит с нами на связь. Труслив стал, после того, как был задушен шарфом. (Машет рукой). Сил в нём особых и при жизни то не было. Не то, что во мне. Да в Петре Великом! Мудрый был царь. А я что? Мужик. (Уходит).

                                                         Конец

 

Комментарии закрыты.